Ответственность за слово

Готовы ли СМИ стать консолидирующим фактором в период глобального кризиса?Какой должна быть информационная политика в период кризиса и в чем заключается роль СМИ на нынешнем этапе? Эти вопросы стали главной темой дискуссий участников XIII Международной специализированной выставки «СМИ в Беларуси» в Минске.

В открытом доступе
Нынешняя выставка отличалась рекордным числом зарубежных участников из 11 стран. Самая представительная делегация – из российских регионов: Москов-ской, Нижегородской, Новгород-ской и Брянской областей. Зачем же упускать столь прекрасный шанс наладить новые контакты?
Министр информации Беларуси Владимир Русакевич выразил особую благодарность российским коллегам за налаживание распространения кабельными сетями канала «Беларусь-ТВ». Важно, чтобы такое отношение к белорусским электронным СМИ было и в других областях России. Кстати, сейчас идет работа над проектом нового межправительственного соглашения Беларуси и России о сотрудничестве в области информации и печати.
Документ, подготовленный белорусской стороной, призван регулировать вопросы взаимодействия в сфере телерадиовещания, взаимного беспрепятственного распространения на территории Союзного государства периодической печати и электронных СМИ. Владимир Русакевич отметил динамичное развитие средств массовой информации СГ, в том числе и газету «Союзное вече». Практически готов проект печатного органа СНГ. Его появление возможно уже в нынешнем году.
Что касается белорусского медийного пространства, то оно в условиях мирового кризиса не сужается, а, наоборот, расширяется. С 8 февраля нынешнего года, то есть с момента вступления в силу нового закона о СМИ, в стране появилось 17 новых периодических изданий.
Всего же в Беларуси зарегистрировано более 1300 средств массовой информации, свободно распространяются свыше шести тысяч зарубежных газет и журналов, а также 90 теле- и радиоканалов. В республике транслируются пять общенациональных телеканалов, два совместных белорусско-российских – «НТВ-Беларусь» и «РТР-Беларусь», а также телеканалы «Мир» и ТРО Союза, работают более 130 кабельных операторов, 30 ФМ-радиостанций. Все это свидетельствует об открытости белорусского медийного пространства и готовности к активному партнерству с коллегами из других стран.
В первый день работы выставки, в День печати, состоялась церемония награждения победителей V Национального конкурса печатных СМИ «Золотая литера». Среди победителей и лауреатов конкурса оказалась и «Народная газета», вместе с которой в Беларуси выходит «Союзное вече».

Не раскачивая лодку
Традиционным мероприятием Международной специализированной выставки стал Белорусский информационный форум, в работе которого  приняли участие более 400 журналистов и экспертов из России, Азербайджана, Великобритании, Швейцарии, Франции.
Главная тема для обсуждения – деятельность СМИ в период глобального экономического кризиса. Было время, когда в некоторых зарубежных изданиях слово «кризис» вообще было под запретом. А в других оно стало самым популярным. Уметь найти золотую середину, не сеять панику и не лакировать проблемы – вот главная задача и проблема ответственности каждого СМИ и каждого журналиста.
– Так же, как и любой другой товар, СМИ должны ориентироваться на интересы потребителей и не раскачивать лодку эмоциями, – заявила первый заместитель главы Администрации Президента Беларуси Наталья Петкевич.
Не надо замалчивать существующие проблемы, однако журналист должен всегда помнить, что его материал могут прочитать, увидеть и услышать его родные и близкие. Следует задать себе вопрос: «А хочу ли я, чтобы они услышали это слово?»
– Пресса не может навязывать свое мнение, а должна разъяснять ситуацию, чтобы люди могли сами сделать выводы, – считает директор центра социологических и политических исследований БГУ Давид Ротман.
– Самое главное – журналисты не должны врать, – убежден председатель попечительского совета российского Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Это сказывается на качестве информации и в итоге подрывает доверие к СМИ. У нас одно время вообще запрещали употреблять слово «кризис». И кому от этого стало легче? Доверие к СМИ с сентября прошлого года по март нынешнего со стороны потребителей информации снизилось на треть. Мне кажется, белорусские СМИ подают информацию более адекватно, чем российские, – не пугая последствиями кризиса и не успокаивая. Они стараются говорить правду, активизируя предпринимательскую деятельность, призывая работников сельского хозяйства, промышленности и других сфер экономики не терять голову от изменений в экономике, а работать, создавать продукты и продавать их.
По мнению преподавателя Парижского университета Даниэль Фоллет, недостаток информации влечет рост социальной напряженности в обществе.
СМИ не в силах изменить экономическую ситуацию, но объективно сообщать о происходящем они могут. Одним из примеров она назвала замалчивание информации о кризисе в США, в частности о растущей в стране безработице. Потребитель ищет реальные цифры в Интернете и находит много чепухи, что приводит общество в смятение.
На форуме много говорили о роли Союзного государства как объединенной силе для противостояния кризису.
– В рынке особенно важны психологические настроения людей, и СМИ формируют эти настроения, – считает Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. – Сейчас гражданам как никогда нужен хороший информационный продукт о наших совместных производствах, союзном бюджетном процессе, едином таможенном пространстве, социальных программах, совместном освоении космоса, прорыве в компьютерных технологиях, сельском хозяйстве.
Подводя итоги дискуссии, участники форума подчеркнули, что СМИ способны и должны стать катализатором объединительных процессов посткризисного обновления.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter