Ответственность сторон

В нашем доме N 42 по улице К.Маркса третий месяц идет замена лифтов, хотя администрация ЖЭС–4 обещала завершение ремонта до 1 апреля. Но...
В нашем доме N 42 по улице К.Маркса третий месяц идет замена лифтов, хотя администрация ЖЭС–4 обещала завершение ремонта до 1 апреля. Но... То монтажников снимают на вводный объект, завтра — не обеспечивают их перфоратором, потом — не помогли затянуть на чердак тяжеленную лебедку, не заделали щели в шахте лифта — и так каждый день. В это время все семь лифтов в доме отключены. Жильцы более 100 квартир, старики, инвалиды (некоторые из них не могут все эти месяцы выйти на улицу) поминают недобрым словом руководителей, неоправданно затянувших дело. Разве это порядок? Почему нельзя было отключить один лифт, смонтировать новый и взяться за другой? Почему, наконец, не ввели в действие уже готовые — боялись побеспокоить членов приемной комиссии несколько раз?

Лет двадцать назад мне довелось побывать в гостях у знакомого дипломата в Стокгольме. Хозяин — он жил на верхнем этаже семиэтажного дома — извинился за то, что нам пришлось подниматься пешком: мол, вчера начали демонтировать лифт, меняют на более современный. Я посочувствовал его семье, полагая, что ремонт займет много времени. «8 дней, — просветил меня приятель, — иначе подрядчик понесет большие издержки, что обусловлено контрактом, а то и вообще может лишиться лицензии». Нам бы так!

Пока же министерство ЖКХ предлагает ввести избираемых и оплачиваемых жильцами «старших по дому», которые, по его мнению, смогут более четко следить за состоянием инженерных сетей и мест общего пользования. Вот только решит ли это проблему?

Например, в прошлом году жители 9–го этажа нашего подъезда жаловались в ЖЭС на протекание крыши до тех пор, пока вода не пошла по всему стояку сверху донизу. Пришлось вызывать аварийную службу. Прибывшие сантехники сначала попытались перекрыть вентиль магистрали в подвале. Он не работал. В конце концов выяснилось, что течет ливнеприемник на крыше, сток очистили, и потоп прекратился. А о том, что неисправен вентиль на центральной трубе с горячей водой, я поспешил сообщить в ЖЭС. Немедленно прибыли сантехники, но, узнав, что в моей квартире все в порядке и речь идет об оборудовании дома, заявили, что это не мое дело. А то, что в подвале подтекает канализация и оборвана теплоизоляция горячих труб, тоже не мое дело? Не скажут ли коммунальники то же самое и «старшему по дому»?

Большинство наших законопослушных граждан в отношениях с коммунальными службами привыкли просить, а не требовать то, что им положено по закону. Потому что не знают своих прав. Например, что скрывается за понятием «техобслуживание»? А ведь это отличный повод сослаться на необязательность выполнения тех или иных работ.

Полагаю, прежде всего необходимо навести порядок во взаимоотношениях жильца и ЖЭСа. И начать, скажем, с перезаключения договоров на обслуживание, четко прописав в них ответственность сторон, временные рамки выполнения работ, формы контроля и неустойки. Можно еще ввести систему визируемых жильцами учетных карточек, фиксирующих выполнение мастерами ЖЭСа ремонтных и других работ, хранить их в качестве отчетных документов наряду с журналом заявок, поступивших диспетчеру. Неплохо было бы организовать в общедоступном месте каждого многоквартирного дома доску объявлений ЖЭСа, на которой, в частности, записать фамилии (номера телефонов) закрепленного за данным объектом мастера обслуживающего персонала, основные мероприятия перспективных планов ЖЭСа, касающиеся прилегающей территории и мест общего пользования. И конечно же, организовывать встречи руководства ЖЭСа, Министерства ЖКХ с жителями. Люди могут подсказать много полезного, нужно лишь уметь с ними общаться.

В.ПИЛЮТО, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter