Ответ оппоненту

Отклики на публикации, полемика — своего рода мера полезности труда колумниста. Есть внимание к статье, значит, тема поднята правильная. Признаюсь, на комментарии на сайте «СБ» и в блоге «Антикризисная экономика» отвечаю не всегда. Но иной раз без дискуссии обойтись просто невозможно

Отклики на публикации, полемика — своего рода мера полезности труда колумниста. Есть внимание к статье, значит, тема поднята правильная. Признаюсь, на комментарии на сайте «СБ» и в блоге «Антикризисная экономика» отвечаю не всегда. Но иной раз без дискуссии обойтись просто невозможно.


К вышедшей в прошлый четверг колонке «Законы равновесия» читатель Сергей высказал на интернет–сайте «СБ» целый ряд претензий. Во–первых, он недоволен, что я предлагаю увязать темпы жилищного строительства с возведением детских садов, школ и поликлиник в соответствии с социальными стандартами. Он считает, что увеличение бюджетных расходов на развитие социальной сферы «съест» субсидии на жилье, в то время как «людям квартиры важнее». А детей он рекомендует возить в центральные районы города, где в детских садах есть достаточно мест. Мол, он сам раньше возил — пусть и другие повозят.


Не думаю, что с моим оппонентом согласятся люди, вынужденные вставать в пять часов утра и везти ребенка общественным транспортом через весь город. Но категоричность позиции оппонента, на мой взгляд, объяснима: сын у него уже вырос, женился и хочет жить отдельно. Но папа не желает строить ему квартиру по обычным кредитным ставкам. Вот он и беспокоится о сохранении строительных льгот.


Если бы интересы могли влиять на математику, то два плюс два редко бы равнялось четырем. А в экономике все решения нужно принимать с учетом интересов различных социальных групп. Скажем прямо: льготными кредитами нередко пользуются люди достаточно обеспеченные. Имеющие доходы в том числе и в теневой экономике. Мой оппонент жалуется, что он простой хозяин нескольких павильонов, как я понял, на строительных рынках. И доходы у него низкие. Однако посетители строительных рынков отлично знают, что там весьма распространена торговля мимо кассовых аппаратов. Поэтому не вижу парадокса в том, что официальная зарплата у продавца за месяц может вполне соответствовать теневому доходу в день. Так что с деньгами у них обычно все в порядке. Но почему бы «бедному теневику» не взять льготный кредит, если он положен исходя из официальной зарплаты?


Я не призываю полностью отказаться от льготирования строительства жилья. Но предоставление льгот нужно жестко контролировать — ведь на это тратятся бюджетные деньги. Иначе получается по пословице: у одних бриллианты мелковаты, а у других денег на хлеб не хватает. Давно уже не повышали пенсии пенсионерам и зарплату бюджетникам — денег недостаточно. А вот на снижение процентных ставок они находятся. Причем льготы даются не на один год, а на все время, пока выплачивается кредит. Поскольку число льготников с каждым годом увеличивается, то нагрузка на государственный бюджет постоянно возрастает. Значит, пенсионерам и работникам бюджетной сферы все сложнее надеяться на повышение своих доходов. Поэтому я и рассуждаю о том, что, быть может, в нынешние времена стоит на год–другой снизить бюджетное финансирование строительства и больше выделять денег на поддержку малоимущих.


Я согласен, что строительство жилья дает работу как в самой отрасли, так и в смежных сферах. В том числе и на строительных рынках. Но давайте посмотрим, чем торгуют в павильонах. В основном — импортом. Кроме того, новоселы нуждаются в новой мебели. Мой оппонент привез ее из Украины. Это тоже импорт. Но даже отечественная мебель имеет много ввозных комплектующих. А в стране сейчас одна из основных проблем — отрицательное сальдо торговли товарами. За 8 месяцев оно составило минус 4,7 миллиарда долларов. На эту сумму необходимо найти валюту для компенсации дефицита. Нужно будет брать новые иностранные кредиты, которые придется отдавать всем миром. Получается, что поощряя жилищное строительство, мы в какой–то степени стимулируем и рост внешней задолженности.


Стране крайне необходимо увеличение экспорта своих товаров. А строительная отрасль работает на внутренние потребности — иностранцы покупают квартиры у нас редко. Есть, правда, планы увеличения отправки белорусских строителей за границу. Но это — экспорт рабочей силы, а не строительной продукции. Наверное, для развития экспортных возможностей страны нужно в первую очередь помогать отраслям, способным производить продаваемые за границей товары. Они в первую очередь нуждаются в финансировании технического переоснащения.


Строители своими заказами поддерживают смежные предприятия. Поэтому для промышленности строительных материалов жилищное строительство действительно является локомотивом развития. Для сельского хозяйства локомотивом является пищевая промышленность, для поставщиков топливных ресурсов — нефтеперерабатывающие предприятия, электростанции и даже котельные. В общем, в каждой отрасли есть свои потребители и именно они обеспечивают существование смежников.


Однако в глобальном масштабе локомотивами развития, стратегическими точками роста процветающих государств являются высокотехнологичные отрасли, производящие наукоемкие и инновационные товары с большой долей добавленной стоимости. Развитие именно таких отраслей способно вывести и нашу страну на новые рубежи. Но для этого необходимо серьезное увеличение инвестиций в эти отрасли. Для чего целесообразно использовать не только кредитные, но и бюджетные ресурсы.


В процветающей стране люди с деньгами всегда найдутся. Поэтому, мой уважаемый оппонент, вашим павильонам, по большому счету, ничего не грозит. Может, доходы временно уменьшатся, но это ненадолго. Жилищное строительство было, есть и будет. Но его темпы стоит увязывать с развитием других отраслей и потребностями всех слоев нашего общества.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter