Мартынов: принимаемые Правительством решения по поддержке экономики актуальные и своевременные

Ответ на вызовы

Cегодня время не столько сложностей, сколько трансформаций. По большому счету все страны оказались в одинаковых условиях: и те, кто ввел санкции, и те, против кого их ввели. В какой-то степени мы даже находимся в более выигрышной ситуации: в конце концов, угроза рестрикций всегда маячила на горизонте, поэтому явно или интуитивно мы всегда про них помнили и морально готовились. Но сегодня из кризиса (будем называть вещи своими именами) выйдет наименее пострадавшей та страна, руководство которой сможет наиболее оперативно перестроить жизнь и государства в целом, и экономики в частности, на рельсы «новой реальности». Сегодня перед Правительством стоит непростая задача: поддержать наиболее пострадавшие отрасли, но при этом сохранить баланс интересов, обеспечить благосостояние людей, но не перегрузить социальной ответственностью реальный сектор, чтобы у него оставались ресурсы перенаправить товарные потоки на новые рынки и занять там свою нишу. Как мы с этой задачей справляемся — поделились своим мнением наши эксперты.

 
Член Совета по развитию предпринимательства при Совете Министров Николай МАРТЫНОВ:

— Многие крупные предприятия Беларуси в значительной степени ориентированы на экспорт, их финансово-экономическая стабильность зависит от объемов поставок на зарубежные рынки. Очевидно, что сегодня экспортеры столкнулись как с определенными сложностями, так и с новыми возможностями. С одной стороны, для многих наших предприятий закрылся европейский рынок, обозначились некоторые сложности с поставками в государства дальней дуги. Многие из них не поддерживают санкции, но разрывы логистических цепочек и некоторые другие неувязки затруднили работу. В силу чего снижаются объемы поставок. С другой стороны, уход ряда иностранных компаний и снижение импорта международных корпораций в Россию открыл в этой стране ниши, которые могут занять наши предприятия. Будем говорить прямо: в силу дефицита ряда товаров российский рынок сегодня является одним из самых высокомаржинальных в мире. Кстати, поэтому многие иностранные компании всеми силами стараются избежать давления своих правительств и не хотят уходить. Тем не менее надо отметить, что для использования в полной степени открывающихся перспектив нашим предприятиям необходимы дополнительные ресурсы. Прежде всего финансовые. Будем откровенны: сегодня многие предприятия испытывают дефицит оборотных средств, так как многие поставщики сырья, материалов и комплектующих перешли в работе с белорусскими контрагентами на предоплату. Поэтому сегодня ряд решений Правительства и руководства страны, направленных на расширение инструментов экспортного кредитования и поставок товаров на внешние рынки, является необходимым условием для развития и белорусской экономики, и частного бизнеса. Коммерческие кредиты сегодня достаточно дорогие, ставки доходят, а то и превышают 20 процентов годовых. Такая стоимость заемных ресурсов неподъемна для многих компаний реального сектора. Они работают с хорошей рентабельностью продаж (8—9 процентов в среднем по экономике), но этого явно не хватает для обслуживания кредитов по таким высоким ставкам. Экспортное финансирование сегодня предоставляется на более приемлемых условиях. Более того, доступность этих инструментов для бизнеса повышается. Однозначно эти решения актуальны и свое­временны, так как облегчают белорусским компаниям перестройку под новые условия, перенаправление товарных потоков. Кроме того, Россия всегда являлась нашим ключевым экономическим партнером, а сегодня ее значение еще больше выросло. Вместе с тем сальдо внешней торговли с Россией отрицательное, чем и обусловлено ослабление белорусского рубля к российскому. Очевидно, что с макроэкономической точки зрения оптимален баланс или даже профицит в торговле с нашим восточным соседом. Конечно, для чистых экспортеров сильный российский рубль — благоприятный фактор. Но сегодня наши предприятия все больше закупают в России сырья, комплектующих и материалов. И для них важен стабильный курс национальной валюты по отношению к российской. А залогом этого является устойчивый экспорт в Россию. И Правительство, и руководство страны предпринимают действенные усилия для его развития. 

У Беларуси появились новые ниши на экспортных направлениях.

Одна из мер, которая обсуждалась в оперативно-ситуационном штабе при Правительстве, на днях нашла отражение в Указе № 215. Документ позволяет организациям-экспортерам осуществлять экспорт продукции с привлечением транспортно-экспедиционных компаний (как резидентов, так и нерезидентов) и с возможностью проведения договоров без проведения конкурса (тендера). Решение очень своевременное. Сегодня логистические цепочки нарушились, необходимо оперативно принимать решения по доставке грузов для ритмичной работы предприятий. Рынок логистических и транспортных услуг сейчас очень подвижный, постоянно изменяется. Решения необходимо принимать мгновенно. В наше время как никогда актуальна идиома «время — деньги». А любой тендер — это соблюдение необходимой процедуры. И время проведения торгов составляет месяц или даже больше. Кроме того, проводить тендер есть смысл на закупку большого количества услуг. А это возможно сделать, когда понятны география потребителей, объемы. Сегодня новые деловые связи и цепочки поставок еще выстраиваются. Поэтому выставить на торги годовые контракты многие компании не могут по объективным причинам. А проводить тендеры по единичным перевозкам — слишком затратное мероприятие и по времени, и по финансовым и человеческим ресурсам. Правительство своевременно отреагировало на этот вызов и его решение, одобренное Главой государства и нашедшее отражение в Указе, позволяет экспортерам более гибко действовать на рынке. 

Решения Правительства по экспортному кредитованию актуальные и своевременные.

Эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей АВДОНИН:

— Сегодня перед Правительством и руководством страны стоят достаточно сложные вопросы. С одной стороны, необходимо обеспечить социальную составляющую, создать условия, чтобы белорусы достойно жили. С другой стороны, подходить к социальному финансированию взвешенно, чтобы оно являлось и справедливым, и сбалансированным — те или иные льготы для людей не были слишком тяжким бременем для тех или иных предприятий и отраслей. Тарифы на некоторые коммунальные услуги, рекомендация финансовым организациям предоставлять кредитные каникулы физическим лицам — те вопросы, которые ставит жизнь. Они возникают не из воздуха, а исходя из встреч с гражданами представителей госорганов во время выездных приемов, посещений коллективов, письменных обращений. Несомненно, повышение социальной защищенности белорусов актуально. По крайней мере, на переходный период, пока люди адаптируются к новым условиям. Они, как известно, кроме вызовов и угроз дают и определенные возможности. Но далеко не все могут ими воспользоваться или сделать это очень быстро. Поэтому необходимо поддержать граждан. Возможно, не всех, но незащищенные слои населения. Или тех, кто по тем или иным причинам попал в сложную жизненную ситуацию. 

Хотелось бы на данные решения о снижении нагрузки на население посмотреть и с точки зрения макроэкономики. Для развития сейчас необходимо не только увеличивать экспорт, но и всеми силами сохранять внутренний спрос. Не стоит забывать, что многие представители микро- и малого бизнеса ориентированы на внутренний рынок. Он также занимает значительное место в экономике ряда средних и даже крупных предприятий. Заморозка тарифов на коммунальные услуги, кредитные каникулы в той или иной форме позволяют поддержать внутренний спрос. А это — объемы продаж и устойчивое финансово-экономическое положение для ряда субъектов хозяйствования, которые сохранят рабочие места, будут своевременно уплачивать налоги, а еще, в свою очередь, станут вовремя расплачиваться с банками по кредитам и сохранят как объем финансовых операций, так и остатки на банковских счетах — это заработок и ресурсная база финансовых организаций. Поэтому кроме социального значения такие решения обладают и значимым макроэкономическим эффектом, который сказывается напрямую или опосредованно на всей экономике и на подавляющем большинстве субъектов хозяйствования.


volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter