В белорусской глубинке живет одиннадцатиклассник-вундеркинд Владислав Надудик

Отутюженные лампочки

У одиннадцатиклассника-вундеркинда из слонимских Жировичей Владислава Надудика главные открытия еще впереди
Нет, Нобелевской премии, которую получили физик, наш соотечественник Жорес Алферов в 2000 году и немецкий химик Штефан Хелль в этом, у ученика 11-го класса Жировичской средней школы Слонимского района Владислава НАДУДИКА пока нет. Пока. Но за разработки в области физики и химии школьник уже стал стипендиатом специального фонда Президента, Фонда мира, международного фонда OLVI. Есть у Владислава и внушительная стопка дипломов за победы в районных, областных, республиканских научно-практических конференциях. При этом у юного исследователя в распоряжении всего лишь небольшая лаборатория в сельской школе, а вместо дорогого оборудования или реактивов обычные лампочки, утюг, бумага, соль, масла, вода…

Владислав НадудикНа счету у Владислава Надудика три серьезные исследовательские работы. Над первой из них — производством экологически чистого мыла — работал еще в седьмом классе. За нее и получил первую награду — третье место на районной научно-практической конференции. Пусть это и не самое серьезное из всех его достижений, но именно та «бронзовая» победа подстегнула к дальнейшему творчеству. Даже сегодня, спустя четыре года, Владислав с увлечением рассказывает о первом исследовании:

— Мыло было именно экологически чистое. Мы вместе с учителем химии Викторией Евгеньевной Пономаренко брали жир, добавляли в него раствор щелочи, потом отстаивали все. На основе полученной массы делали мыло. Работа очень интересная, и после нее мне захотелось продолжать ставить опыты, что-то новое открывать.

Стремление заметил и учитель физики Александр Юреня. Вместе талантливый ученик и молодой педагог задумались, как сократить затраты на покупку ламп накаливания, которые из-за скачков электроэнергии в школе, да и по всему агрогородку, часто перегорали. Юный исследователь рассказывает:

— Когда мы щелкаем выключатель света, лампочки «загораются» резко, из-за чего часто перегорают. Приходится дополнительно тратить деньги на их покупку. Как же сделать так, чтобы лампы включались плавно? Для этого придумали устройство, которое не только справляется с такой задачей, но и продлевает срок службы ламп в три раза!

Владислав демонстрирует устройство: на доске закреплен выключатель, розетка, к которой подключена лампа… По незнанию, первоначально несколько раз щелкаю по выключателю — света нет. Может, делаю что-то неправильно? Будущий ученый поясняет:

— Нужно включить и подождать несколько секунд — свет загорается плавно.

И действительно, если подождать считанные секунды, в комнате становится светло. При этом не страшны лампе никакие перепады электроэнергии. Само устройство — это всего лишь небольшая плата, которую ученик делал вручную при помощи утюга. Экспериментальной базой для платы стал дом учителя, где в один из выключателей на девять месяцев вмонтировали устройство. Как итог — лампа прослужила в три раза дольше! Вся конструкция из выключателя и розетки, которую Владислав демонстрировал нам, сделана для наглядности. Именно за эту разработку школьник получил президентскую стипендию и взял третье место на республиканской научно-практической конференции. 

Кстати, Александр Юреня — выпускник этой же, Жировичской, школы. В свое время и он брал призовые места за научные разработки в школе, продолжал исследовательскую работу в университете. А после двух лет отработки по распределению поехал продолжать научную деятельность в Канаду. Заместитель директора по учебной работе и куратор исследовательской деятельности по совместительству Татьяна Юхник рассказывает, что каждый год кто-то из учеников берет призовое место на научно-практической конференции:

— Научная деятельность, как бы ни казалось это странным для обычной сельской школы, у нас стоит на первом месте. И хоть нет новейших лабораторий, наши разработки высоко ценятся. Но важно не только придумать что-то, нужно уметь это презентовать. Поэтому у нас создана специальная творческая группа из учеников и учителей, и мы вместе придумываем, как лучше всего представить проекты. 

Опыты и эксперименты для Владислава Надудика стали любимым занятием, так что каждый год он в числе тех, кто презентует новую разработку. Последняя из них — изготовление эфирных масел методом перегонки. Чтобы из обычной хвои, апельсинов или лимонов получить масло, пришлось сконструировать целый перегоночный аппарат. А затем из полученного эфирного масла Владислав делал освежители воздуха: добавлял в него спирт для концентрации, апельсиновые корки для эстетичного вида… Впору открывать собственное производство, подумают многие, но у исследователя пока другие мечты:

— На научно-практической конференции в области за проект по производству эфирных масел удостоен второго места, на республику, к сожалению, не попал. Хотя эта работа была очень интересной. Затем за разработки в области химии и физики получили международную премию фонда OLVI. Сейчас, к сожалению, научная деятельность временно отошла на второй план — готовлюсь к поступлению. Хотя некоторые наработки для будущих экспериментов есть, и, надеюсь, уже в университете воплощу их в жизнь. 

Владислав из династии физиков: и мама, и бабушка отдали предпочтение этой точной науке. Но сам школьник решил свою жизнь связать все же с химией. Говорит, исследования в этой области ему понравились больше. 

borisovez@sb.by

Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter