Как играют в хоккей дети знаменитых родителей

Отцы и шайбы

Новости хоккейного межсезонья в белорусской экстралиге распаляют фантазию и уносят мысли куда-то фантастически далеко, в район туманности Андромеды. Средненький и ничем не примечательный клуб “Лида”, например, усилился этим летом более чем основательно. Можно сказать, капитально. Его состав пополнили такие хоккеисты, как Николишин и Варивончик. Не хватает только Гретцки, но он тоже есть...

Николишин, правда, не Андрей, а Александр — сын знаменитого форварда сборной России, чемпиона мира 1993 года и бронзового призера Олимпийских игр 2002 года. И Варивончик — Игорь. Но Анатольевич — прямой наследник хоккейной славы своего знаменитого папы, заслуженного тренера Беларуси, некогда капитана минского “Динамо”. Да и Гретцки — белорусский, с буквой “й” на конце фамилии и без “т” в середине, Вячеслав. Зато родом из Гродно, а именно оттуда в начале XX века на поиск лучшей доли отправился за океан дедушка будущей легенды Уэйна Гретцки — Терентий Лаврентьевич Грецкий. Такими забавными генеалогическими сюжетами, как хороший торт коньяком, насквозь пропитан весь наш хоккей. Грецкий, следует сказать, у нас сегодня не один. В группе минского “Динамо” 2003 года рождения тренируется и играет в майке с номером 99 Илья Грецкий. Говорят, малый с хорошими задатками...

Алекс Гальченюк.

Из детей знаменитых в недавнем прошлом хоккеистов, многие годы успешно выступавших за сборную страны, можно было бы легко составить еще одну команду. Правда, против фактов не попрешь: по именам она звучала бы громко, а вот на деле сыновья (за очень редким исключением) не только не сумели превзойти своих родителей, но даже и близко не подобрались к их уровню. Хотя, согласитесь, тройка нападения Гальченюк — Скабелка — Цыплаков навевает очень приятные ассоциации. Или Антоненко — Захаров — Занковец.

Владимир Цыплаков.

Самый звездный сын своего отца — Алекс Гальченюк. Правда, к Беларуси он уже имеет опосредованное отношение — давно получил американское гражданство, выступает за сборную США и “Монреаль Канадиенс”. На драфте-2012 Алекс был выбран под общим третьим номером, дебютировал в НХЛ четыре года назад. Кроме того, он чемпион мира среди молодежи и бронзовый призер взрослого чемпионата-2013. Его отец Александр Гальченюк тоже выигрывал молодежное первенство планеты (в 1986 году в составе сборной СССР), но взрослый титул ему не покорился. Сыну, как видим, пока тоже.

Еще один отпрыск с весьма выраженным талантом — Михаил Стефанович. Его отец Игорь играл на хорошем уровне, но звезд с неба не хватал и в сборную Беларуси вызывался лишь от случая к случаю. А вот сын подавал огромные надежды. Шутка ли, уехав в юношестве за океан, он в 2008 году стал обладателем приза Майк Босси Трофи, ежегодно вручаемого лучшему молодому игроку! До Михаила этим кубком владели такие ребята, как Марио Лемье, Пьер Торджон, Венсан Лекавалье, Марк-Андре Флери, Сидни Кросби... Увы, стать в один ряд с легендами Стефанович-младший не сумел, в силу разных обстоятельств карьеру за океаном свернув. А осенью 2014 года он и вовсе из-за положительной пробы на допинг был отстранен от соревнований. Отбыв дисквалификацию, Михаил вернулся на лед и сегодня выступает за гродненский “Неман”, являясь кандидатом в сборную Беларуси.
Лука  Цыплаков.

Большими талантами отличался в юности и Константин Захаров. Его отец Михаил Михайлович, один из лучших форвардов и тренеров в истории белорусского хоккея, о сыне говорит так:

— Мой Костя не так желал стать классным хоккеистом, как, например, Мишка Грабовский. Когда заставляешь его работать, еще тренируется, отдается процессу. Стоит ослабить хватку, ослабить контроль — все, сын начинал работать шаляй-валяй. Если бы у него такая же страсть к хоккею была, как у Мишки, Костя однозначно играл бы в НХЛ. И он это сейчас понимает и осознает. Но время пустить вспять невозможно...


Владислав Занковец.
История знает очень мало примеров, когда яблоко, упав недалеко от яблони, пустило корни, проросло и стало приносить плоды гораздо более сочные и куда в большем количестве. Иными словами, дети редко превосходят успехи их знаменитых родителей, решив идти по уже проторенной дорожке. Тут целый комплекс причин, и сын известного в недавнем прошлом форварда сборной Беларуси Эдуарда Занковца это вполне подтверждает. Владислав стал на коньки в Дании, где играл его отец, затем продолжил занятия в Минске. На позиции крайнего форварда выступал за фарм-клуб питерского СКА, “Шинник”, “Шахтер”, “Витебск”, но в 23 года решил, что пришла пора вешать коньки на гвоздь.

— Тут много причин, главную сложно выделить. Наверное, основная — проблема психологии.

— В тебе всегда видели отца?

— С отцом сравнивали. И хотя сравнение всегда было не в мою пользу, не это сильнее всего меня задевало. Со временем стал испытывать чрезмерные внутренние переживания, не видел для себя будущего. Понял, что больших успехов здесь не достигну, потому и завязал. А вот тренерству и научной деятельности в спорте решил посвятить себя целиком и полностью. И сообразил, что чем раньше начну, тем большего достигну.

Сегодня на счету Владислава Занковца две книги на тему подготовки хоккеистов, а также приличный портфолио: работа тренером по физической подготовке в сборных Беларуси и Казахстана, в минском “Динамо” и “Барысе” из Астаны.

Александр Таболин.

Дальше просто перечислим тех, кто вслед за отцами надел на себя хоккейную форму и коньки, взял в руки клюшки и решил стать чемпионом. Защитники Николай и Алексей Гавриленко играли за минорные клубы экстралиги и звезд с неба не хватали. Максим Матушкин дебютировал в прошлом году в высшем дивизионе чемпионата Швеции, выступая за клуб “Карлскрона”. Младший брат Максима Оскар тоже хоккеист — играет за молодежную команду “Лулео”. Роман Алексеев (сын первого капитана сборной Александра Алексеева) выступает в азиатской лиге — защитник в “Сахалине”.

Сергей Стась-младший (сын тренера минского “Динамо” Сергея Стася и племянник нападающего омского “Авангарда” Андрея Стася) выступает во второй немецкой лиге за “Байройт”. Артем Антоненко до 2015 года выступал в различных белорусских клубах. Последней командой 24-летнего хоккеиста была “Лида”. Лука Цыплаков пытался заявить о себе в экстралиге, провел несколько матчей за солигорский “Шахтер”, был на просмотре в других клубах. Алексей Скабелка всеми силами старался угнаться за отцом, который на заре карьеры был даже в чемпионском составе легендарного ЦСКА. В прошлом сезоне в чемпионате КХЛ провел за “Сибирь” 35 матчей и забросил 3 шайбы. Нынче перешел в “Нефтяник” из Альметьевска, но в чемпионате ВХЛ так и не сыграл: в среду контракт был разорван по соглашению сторон. Вячеслав Макрицкий тоже пытался пробиться на просторы КХЛ, в 2015 году подписал двухсторонний контракт с нижегородским “Торпедо”, но завоевать место в составе не сумел. Нынешний сезон форвард начинает в составе минской “Юности”.

Среди детей тех хоккеистов, что играли за минское “Динамо” еще в чемпионате СССР в 1980-х, выделим нескольких. Алексей Дмитриев родился в Минске, но с детства живет в Германии. В Беларуси он отыграл лишь два сезона за “Гомель”, а все карьеру провел в Германии. Там же нашел пристанище и Александр Карачун. В Чехии выступает Илья Бубенщиков. А вот Александр Таболин, сын знаменитого защитника и одного из самых грозных тафгаев в чемпионате СССР Андрея Таболина (по прозвищу Будильник), только начинает карьеру. Выступал в юношеских сборных Беларуси, а с нынешнего сезона будет играть за “Динамо-Молодечно”. Получится ли у него достичь высот отца, который много сезонов провел в рижском “Динамо”, считавшемся топ-клубом в СССР? Поиграет — увидим.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter