Как дедушки и бабушки борются за право воспитывать внуков

Отцы и деды

За последние полгода отец безвременно ушедшей Жанны Фриске стал настоящей медийной персоной — теперь он пустился во все тяжкие, чтобы отвоевать право на воспитание своего маленького внука Платона у его отца Дмитрия Шепелева. Против популярного телеведущего Владимир Фриске развернул настоящие боевые действия на арене российских СМИ, в чем только ни обличая — в растрате средств со счетов, лицемерии, подлости, дурном влиянии на мальчика... Одни неистового дедушку за это активно осуждают, мол, «папа–Фри» — это уже понятие нарицательное. Другие, наоборот, выгораживают: у бабушек и дедушек тоже должны быть права! Как бы то ни было, из–за того, что взрослые тянут одеяло на себя и не могут найти общий язык, больше всего страдает ребенок. Причем, как оказалось, такие ситуации — совсем не редкость. В Москве каждое шестое заявление в органы опеки пишут бабушки либо дедушки. У нас четкой статистики не ведется, но проблема тоже достаточно острая.



...Светлана уже более двух лет воюет с бывшим зятем, пытаясь вернуть себе возможность видеться с любимой внучкой. За это время она прошла через 57 судебных заседаний! И не только в Минске: несколько месяцев отец скрывался с дочерью в Туле, суды продолжились и там. В итоге Светлана сумела добиться права общаться с девочкой, однако, к сожалению, только по бумагам. Их, кстати, за это время набралось на десяток толстых томов, на внушительных размеров чемодан. В действительности же за все это время внучку удалось увидеть всего несколько раз, да и то встречи неизменно выливались в скандалы с ее отцом.

А началась эта запутанная история в 2013 году, когда семью Светланы постигло горе: в 27 лет от инсульта умерла ее единственная дочь Анастасия, оставив после себя 7–летнюю Яну. По рассказам Светланы, отношения с зятем не заладились с самого начала. Первое время молодая семья жила в ее квартире, где женщина наблюдала постоянные ссоры, доходящие до мужского рукоприкладства. В итоге брак не сложился и, когда Яне еще не было года, ее родители разошлись. Анастасия много трудилась, в последние годы руководила собственным танцевальным шоу, нередко работать приходилось по ночам. А отец девочки, по словам бабушки Светланы, объявлялся только по праздникам. Поэтому Яна большую часть времени проводила у бабушки. К слову, до сих пор детская комната осталась в том виде, в котором ее оставила маленькая хозяйка: розовые диваны, мягкие игрушки, поделки из пластилина и бумаги, детские книжки в ярких обложках, шкаф с ее вещами и много фото в рамках на стенах, откуда смотрит улыбающаяся внучка...


Светлана показывает многочисленные судебные материалы.

Узнав о смерти бывшей жены, отец Яны вроде бы сначала решил забыть все былые разногласия и оставить дочь на воспитании у бабушки. Однако буквально через час взял свое слово назад и заявил, что девочка теперь будет жить с ним, его новой женой и пасынком. Никакие доводы о том, что для ребенка будет лучше хотя бы пока не менять обстановку, что у нее и так огромный стресс — потерять маму, не помогли. И хотя папой в присутствии специалистов органов опеки и попечительства управления образования Фрунзенского района собственноручно был подписан документ о том, что он не против, чтобы в будние дни дочь находилась у бабушки, договоренность не соблюдалась. Яну сразу же перевели в другую школу. Сегодня Светлана утверждает:

— Жизнерадостный ухоженный ребенок буквально за несколько недель поменялся до неузнаваемости. Особенно взгляд: он стал хмурым и по–взрослому серьезным на фото, которое я сделала в первую нашу встречу после разлуки. Видела несколько раз на теле и лице Яны и синяки, а один раз пришлось ее отвезти в больницу, оказалось — сломан нос! Хотя отец и утверждает, что все это травмы после уроков физкультуры, Яночка сама мне как–то призналась: бьет мачеха...

Здесь, конечно, у каждого своя правда, а на слово бабушки есть слово отца. Но Светлана не может понять: зачем отцу Яна вдруг так остро понадобилась? Внезапно проснулся родительский инстинкт? Или есть соблазн пользоваться деньгами, которые присылает для девочки ее дед, бывший муж Светланы? Сама же бабушка сейчас хочет лишь одного: закончить надоевшую всем войну и иметь возможность хотя бы иногда видеть внучку...

По словам руководителя общественного объединения «Защита прав отцов и детей» Олега Бакулина, который представлял интересы Светланы в суде, подобные тяжбы у нас возникают частенько: «Хотя при живых родителях, не лишенных родительских прав, бабушкам или дедушкам очень трудно оформить опеку над ребенком». В практике Олега Викторовича был случай: у мамы обнаружили психическое расстройство, забрать к себе трехлетнего малыша хотел папа, однако органы опеки этого не позволяли. Решать вопрос пришлось через суд. В качестве представителя матери по доверенности выступал ее отец, который готов был платить любые деньги адвокатам, лишь бы оставить внука в своей семье. И только психолого–психиатрическая экспертиза помогла, подтвердив, что с мамой мальчику оставаться просто опасно, — и он был передан на воспитание папе.

И все же редко, но бывает, когда суд сразу и однозначно становится на сторону бабушек и дедушек даже при живых и здоровых родителях. Только всегда ли это к лучшему? Взять хотя бы недавний случай. Анна выросла в Полоцке, но всегда мечтала учиться и выйти замуж за миллионера в Москве. Сказано — сделано. В 17 лет девушка уехала покорять первопрестольную. Закрутила роман с очень состоятельным бизнесменом Алексеем, вскоре у них родилась Софья. Несмотря на то что отношения официально не оформляли, девочка с самого начала росла под фамилией отца и ни в чем не нуждалась. Вскоре молодая мама все внимание переключила на светскую жизнь и семья отошла на задний план. С Алексеем они в итоге разошлись. А малышку с согласия матери забрали к себе в Полоцк дедушка с бабушкой. Алексей был категорически против, потому что хотел воспитывать дочку сам. К сожалению, и здесь договориться мирным путем не получилось, а хождения по всем официальным инстанциям не принесли плодов. Мол, что вы, папа, хотите? Пусть ребенок остается с бабушкой и дедушкой — условия удовлетворительные, есть спальное место и игрушки, вроде бы по документам и мать там живет. Сколько отец ни доказывал, что та давно перебралась в Москву, — ничего не добился. Тогда однажды, не выдержав, силой забрал двухлетнюю дочь у родителей Анны. И пошло–поехало! На него написали заявление о похищении ребенка, потом попытались оклеветать через СМИ, выставить социопатом без каких–либо объективных доказательств. В общем, сейчас Алексей (как, видимо, и Дмитрий Шепелев) готовит иск против отца Анны о защите чести и достоинства. А сам ради Софьи готов свернуть горы. Оформил на себя отпуск по уходу за ребенком, нанял горничную, которая поддерживает дом в чистоте и готовит еду, кроме того, помогает с внучкой вторая бабушка — воспитатель детского сада. Жить бы да радоваться, но спокойствия в семье по–прежнему нет. Дедушка с бабушкой не сдаются, а Алексею до сих пор не удается забрать медицинские документы дочери из детской поликлиники.

Получается, закон один, а результаты совершенно разные. Почему? Вопрос пока остается открытым. А бабушки с дедушками, борющиеся за внуков, — на весьма зыбком правовом поле.

Штрих к проблеме

Эксперты придерживаются мнения: оформить опекунство бабушке или дедушке у нас не составляет никаких проблем. Это делается в месячный срок, и таких случаев большинство. Однако главный вопрос в другом: сумеет ли бабушка, к примеру, уже воспитавшая несколько своих детей, которые теперь выпивают, лишены родительских прав и тому подобное, воспитать внуков полноценными членами общества?

Кстати

По словам заведующей сектором по охране детства управления образования, спорта и туризма администрации Московского района Минска Натальи Геро, в случаях, когда у ребенка нет матери или по какой–либо причине она не может его воспитывать, отец является его полноправным представителем. При этом если у органов опеки нет претензий к папе, то никто не вправе оспаривать его право на воспитание. Если же родители лишены родительских прав, то предпочтение отдается ближайшим родственникам. Примерно в 80% случаев опеку оформляют именно бабушки с дедушками.

osokina.sb@mail.ru

Советская Белоруссия № 242 (24872). Вторник, 15 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter