Как развивается Августовский канал и войдет ли он в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Оттолкнемся от нашего берега

В начале года Минкультуры утвердило проект зон охраны материальной историко-культурной ценности «Августовский канал». Помимо этого, рабочая группа обсуждает вопрос подготовки досье объекта для внесения его в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО сразу от трех стран — Беларуси, Польши и Литвы. Как это связано с использованием водной артерии и отдыхом на его берегах? Оказывается, напрямую. Многие опасаются, что новый культурный статус может не совсем благоприятно сказаться на развитии инфраструктуры канала. Ведь сохранение аутентичности и внедрение новых технологий — сугубо разные понятия. Корреспондент «Рэспублікі» разбиралась в вопросе.

Почему-то принято сравнивать нашу и польскую части канала. Специалисты уверены: это не совсем корректно.

• Вдоль по берегу

Что такое водный путь? Это та же дорога, только вместо асфальта вода, а автомобили заменяют суда. Все остальное — как на большом пути: чем интенсивнее используется «дорога», тем активнее будет развиваться придорожный сервис. Так что логика проста: раз ходят лодки, значит, их надо кому-то обслуживать, а путешественникам необходимы ночлег и питание.

Активное водное движение на Августове началось в 2015 году, и уже через два года суда начали пересекать границу на постоянной основе. Больше всего туристов к нам прибывает из Западной Европы, которые, как правило, просто едут полюбопытствовать: а правда ли, что здесь можно проплыть дальше?

За первые шесть месяцев этого года через шлюзы Августовского канала прошли 336 байдарок, 10 яхт и катеров, произошло 257 шлюзований теплохода. Так что можно смело заявлять: потенциал судоходной артерии пора использовать для объединения туристических сфер трех стран — Беларуси, Польши и Литвы. Но для этого еще предстоит решить массу вопросов на правительственном и межправительственном уровнях. Например, белорусскую часть канала следует включить во внутренние водные пути. Этим вопросом, кстати, сейчас активно занимаются специалисты Гродненского облисполкома.

А вот простым отдыхающим хотелось бы от канала совсем другого — побольше точек торговли и общепита. А еще — хостелов и гостиниц, чтобы уставшие гости смогли переночевать на берегу. Но только как совместить желания туристов с требованиями по использованию и охране историко-культурной ценности?

Сегодня на территории вдоль белорусской части канала действуют семь агроусадеб, дом смотрителя у шлюза-регулятора Куркуль, туристический приют в Немново, гостиница в Соничах. Кроме того, в ближайших окрестностях есть еще пять агроусадеб, приют-пансионат при костеле Святого Иосафата, дом охотника в деревне Кадыш и агротуристический комплекс в деревне Радзивилки. Всего можно насчитать 274 места для путешественников. Кроме того, обустроено 20 туристических маршрутов, среди которых велосипедные, водные, пешие и конные. Оборудовали 16 причалов, 18 мест отдыха и стоянок для туристов. Работают прокаты велосипедов и плавсредств, пользуется спросом прогулочное судоходство. Обустроена инфраструктура пункта пропуска «Лесная-Рудавка», разворотная площадка у шлюза Домбровка, оборудована стояночная полоса.

Активное водное движение на Августове началось в 2015 году. С тех пор оно становится все более интенсивным.

• Дело сдвинулось

Участие в проектах международной технической помощи дало новый толчок в развитии транспортной составляющей. Благодаря реализации проекта трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина» реконструировали 11-километровый участок дороги от деревни Подлабенье до Ратичей. Также построили новую дорогу Н-6049 Ратичи — Гиновичи — Польные Богатыри протяженностью более 7 километров. В 2018—2019 годах, судя по планам, будет модернизировано более 20 километров дорог в районе канала в направлении шлюза Немново. Объем инвестиций — более 4 миллионов евро.

Заместитель главы администрации СЭЗ «Гродноинвест» Дмитрий Клименок рассказывает о ближайших перспективах:

— Активно реконструируется дворцово-парковый комплекс Святск ОАО «Озерный». Там запланировано 48 мест для гостей. К концу следующего года откроется усадьба Гурских на 20 мест. Строительный трест «Горстрой» ведет реконструкцию базы отдыха «Лукоморье» в деревне Рынковцы. К следующему сезону обещают сделать там 25 мест для ночлега. Кроме того, резидентом парка «Августовский канал» ООО «Августовская компания» будет оборудовано 36 спальных мест в районе деревни Черток. Итого еще 130 мест. То есть к началу 2020 года в районе канала их будет 400. Для сравнения, в самом Гродно немногим более полутора тысяч мест, включая санатории.

— А можно ли ожидать новых объектов питания?

— Долго занимался этим вопросом. Поймите, бизнесмены не готовы строить рестораны, не будучи уверенными в их окупаемости. Со временем инвесторов нашли. Кафе «Ремопил» работает с прошлого года на шлюзе Домбровка. С этого года трижды в день на канал ходит автобус. Вроде бы люди едут, но выручка там пока минимальная. Хотя заведение общепита предоставляет довольно разнообразное меню с шашлыком, салатами, горячими блюдами и даже спиртным. А что будет, если поставить рядом еще два кафе или ресторана? Возникает вопрос рентабельности. Надо понимать это и стараться находить золотую середину. Кстати, некоторые агроусадьбы оказывают услуги по питанию для организованных туристических групп.

— Достаточно ли этого, чтобы развивать международный туризм?

— Почему-то принято сравнивать нашу и польскую части Августовского канала, пусть это и не совсем корректно, — уверен Дмитрий Клименок. — Могу пояснить почему. Польская часть протяженностью 80 километров имеет всего два участка, аналогичных белорусской части. Первый — от шлюза Кужинец до озера Микашево протяженностью около 12 километров, на котором расположены 8 агроусадеб на 78 мест и два объекта питания. В среднем это 6,3 места на километр. А это даже меньше, чем у нас (8,2 места на километр). Второй — от шлюза Августовский до впадения в реку Бебжа, протяженностью около 32 километров, где туристическая инфраструктура отсутствует вовсе. Основной отрезок длиною 35 км проходит по карстовым озерам Микашево, Кшивэ, Панево, Побойно, Сервы, Студеничное, Бяла и Нэцко общей площадью водного бассейна почти 2,5 тысячи гектаров. Все они расположены вблизи города Августов, и на их берегах находятся основные объекты туристической инфраструктуры. Сам город уже более ста лет считается курортом. Все это время в него вкладывались огромные средства.

Прошедшие пару лет показали: белорусская часть Августовского канала в первую очередь представляет интерес как объект экскурсионного посещения и использования его для активных видов отдыха и туризма. Здесь ежегодно организуют передвижные лагеря, туристические слеты, конкурсы, соревнования по болотному футболу, республиканские и областные первенства по ориентированию и велоориентированию. С каждым годом набирают популярность фестивали, ставшие традиционными.

— Нельзя не заметить, что этот год бьет все рекорды по количеству самых разнообразных мероприятий, организованных на берегах канала, — отмечаю я положительную тенденцию. — Наверное, редко какие выходные проходят без чего-нибудь новенького и интересного. Есть ли цифры по посещаемости и о чем они говорят?

— Обычно мы подводим итоги в конце года, — отмечает собеседник. — В прошлом году территории, прилегающие к Августовскому каналу, посетило 85 тысяч человек. Это в восемь раз больше, чем в 2011-м, когда цифра едва перевалила за 11,5 тысячи. Но вот одна любопытная деталь: услугой ночлега воспользовалось всего 2399 человек, из них 149 иностранцев. Среднегодовая загрузка объектов размещения в районе канала составила 6,23 процента. Это очень мало.

— Получается, новые объекты для размещения и питания пока не совсем нужны?

— Нужны. Ведь законы рынка еще никто не отменял. Считаю необходимым в первую очередь уделить внимание маркетинговому продвижению существующих объектов. Когда загрузка будет хотя бы в районе 40 процентов, тогда можно будет думать о новых достижениях. Однако если найдутся желающие, то мы готовы рассмотреть все предложения и помочь им тем, что в наших силах.


• Инвестор, ау!

Туристско-рекреационный парк «Августовский канал» был создан в 2011 году. Здесь действует специальный правовой режим, предоставляющий значительные преференции его резидентам: по налогам на прибыль и недвижимость и НДС. Помимо этого, на территории, прилегающей к белорусской части Августовского канала, действует ряд нормативно-правовых актов, определяющих льготы на различные виды агротуристической деятельности, торговли. Это указы № 337, 345, 365, декреты № 6 и 7. Так почему же на эту благодатную территорию так и не пришел крупный инвестор, готовый вложить сумму хотя бы чуть более 200 тысяч евро в строительство гостиницы, санатория или торгово-развлекательного центра?

— Давайте порассуждаем, — предлагает мне Дмитрий Клименок. — А надо ли нам это? Августовский канал — историко-культурная ценность категории А-0, кандидат в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, своего рода музей истории и природы. Вот вы где-то видели развлекательные центры при музеях? Кроме того, в рамках проекта «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», реализованного за счет средств ЕС, экспертами разработана стратегия развития туризма для дестинации «Августовский канал и город Гродно». Она предусматривает размещение крупных объектов именно в самом Гродно и на прилегающих к нему территориях. Августовскому каналу определены три направления развития: трансграничной транспортной артерии для туристического судоходства, объекта показа и проведения событийных мероприятий, а также активного летнего отдыха. Эти направления не предполагают строительства крупных объектов непосредственно вдоль канала.

Генпланом развития парка «Августовский канал», утвержденным Правительством в 2014 году, определены зоны рекреации и установлены регламенты их использования. Вдоль канала определена 21 инвестиционная площадка общей площадью почти 90 гектаров, 12 из них находятся на землях сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения.

— В январе Минкультуры утвердило проект зон охраны историко-культурной ценности «Августовский канал» и режимов их использования, — поясняет Дмитрий Клименок. — В результате на нескольких площадках какая-либо деятельность запрещена вовсе, а освоение других потребует соблюдения законодательства в области охраны историко-культурных объектов. На этот момент ограничения в использовании коснулись более десятка площадок. А перед освоением участков, расположенных в границах зон охраны, необходимо сначала провести исследования культурного слоя. При обнаружении там артефактов потребуются археологические исследования с участием специалистов Министерства культуры и НАН. При этом у нас есть площадки, не имеющие никаких обременений, с максимальной рекреационной нагрузкой 300 мест.

Получается, эти недавние перемены ставят крест на развитии туристической инфраструктуры канала? Вовсе нет. Просто они потребуют более бережного и грамотного отношения к объектам историко-культурного наследия.

Байдарочники — частые гости на нашем берегу Августова.

• Трое в лодке

Что же даст Августовскому каналу статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО? Специалисты в один голос утверждают: этот факт, безусловно, добавит престижа и поспособствует привлечению туристов со всего мира. Масса людей путешествуют именно для ознакомления с подобными уникальными сооружениями. Но и, конечно же, возникнет еще больше сложностей с его освоением. С таким утверждением в корне не согласна заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Елена Климович:

— Почему это должно мешать нам развиваться? Наш Мирский замок тоже входит в этот престижный список, однако никто не мешает строить возле него необходимые для развития объекты сервиса. Это касается и других историко-культурных ценностей. Главное, делать это с умом, чтобы не навредить. Именно для этого и разрабатывался проект зон охраны. Если каждый начнет строить что угодно и где вздумается, то что мы получим в итоге? В районе канала располагается Гродненская пуща. Это еще одна уникальная зона, которую необходимо сохранить для наших потомков. Ведь не зря досье носит название «Августовский канал: произведение человека и природы».

Подготовка этого досье для внесения в список ЮНЕСКО началась в 2004 году и велась белорусско-польской группой на протяжении трех лет. В практике рассмотрения представленных материалов необходимо было получение предварительного заключения эксперта. После визита к нам Стивена Хьюза, эксперта ИКОМОС, состоялось предварительное заседание комиссии, на котором специалист высказал свои замечания. И в 2010-м официально от имени двух государств досье было отозвано на доработку, так как повторное вынесение решения имеет окончательный вердикт.

— Тема эта неоднократно поднималась, но реальных шагов для ее реализации не предпринималось, — рассказывает Елена Климович. — Хотя, по большому счету, требуется немного.

Необходимо сотрудничество по организации рабочей миссии экспертов ЮНЕСКО для устранения замечаний, так как в заключении Стивена Хьюза содержатся общие выводы и фразы. Летом прошлого года состоялась встреча рабочей группы по этому вопросу, результатом которой стало принятие решения о продолжении совместной работы, а также высказана инициатива польской стороны присоединить к переговорам Литву. И вот в сентябре прошлого года в Гродно в рабочем порядке обсудили вопрос подготовки досье с трех сторон. Такое сотрудничество предложил бурмистр города Августова Войтех Валюлик. Позже прошли переговоры с мэром Друскининкая Ричардасом Малинаускасом.

— Мы находимся в предварительном списке, но каких-то конкретных дат вам, пожалуй, не назовет никто. Тот же Полоцк, для примера, уже доработал досье по Спасо-Преображенской церкви. Среди объектов Гродненской области на очереди после Августовского канала — Коложская церковь XII века, — объясняет Елена Климович.

Всего в Беларуси четыре объекта находятся под защитой ЮНЕСКО: Мирский и Несвижский замки, Беловежская пуща и геодезическое сооружение «Дуга Струве». Общий же Список всемирного наследия масштабный. Он имеет достаточно много похожих объектов, и поэтому включение новых рассматривается экспертами неохотно. Если объединить их в одной номинации, допустим, как пример, «Комплекс архитектурных построек XII века на территории Беларуси», шансы могут увеличиться. Например, гродненские специалисты советовались с немецкими экспертами по поводу присоединения Августовского канала к списку уже существующих объектов. Однако вердикт один: без участия зарубежных соседей в этом деле нам не обойтись.

• Хранители канала

Главное условие подачи документов на попадание в список ЮНЕСКО — это аутентичность. И если говорить о белорусской части канала, эти требования соблюдены в полной мере. Все здесь так, как это было во времена использования судоходного канала в середине XIX века. Шлюзы открываются и закрываются вручную, а для поддержания канала в рабочем состоянии используются только природные материалы. Напомним, на нашей территории располагаются только 4 шлюза из 18. Длина их более 101,2 км, в том числе 22 км на белорусской стороне и около 80 км — на польской. Состояние канала, его шлюзов и мостов у соседей разное. Есть у них даже с полностью автоматизированным управлением. Такого, конечно же, не было в те времена, когда по каналу сплавляли лес и другие товары. В настоящее время, например, один из шлюзов на польской стороне не работает. Поэтому попасть в город Августов водным путем пока проблематично.


Все работы по сохранности и обслуживанию рукотворной артерии возложены на областное предприятие «Гродномелиоводхоз». Его генеральный директор Борис Богданец считает канал своим детищем:

— Мы его восстанавливали, а сейчас эксплуатируем и ухаживаем. Принадлежность к историко-культурной ценности не позволяет нам обустраивать близлежащую территорию по своему усмотрению. Однако после определенных согласований появляются новые малые архитектурные формы, детские площадки и беседки. Уже закуплены лодки, катамараны, в планах — приобретение маломерных судов. В этом году на текущие ремонтные работы облисполком выделил 150 тысяч рублей. Налажено тесное сотрудничество с польской стороной. Еще пару лет назад были вопросы по обслуживанию 2,7 километра канала, расположенных посредине обеих границ. Сейчас никаких трудностей не возникает. С коллегой паном Жуковским — на постоянной телефонной связи.

Эдмунд Юткевич — заместитель директора по Августовскому участку — непосредственно находится на канале. В его подчинении — более 20 работников, включая капитанов водного транспорта. Работы хватает.

— С начала года заменили затворы водосбросного шлюза Черток, произвели крепление берегов от Домбровки до Волкушка и делаем это по мере необходимости, — говорит о рабочих буднях Эдмунд Викторович. — Каких-то глобальных разрушений не допускаем, планируя ремонтные работы на год вперед. Ежегодно по весне проверяем глубину, выявляем опасные для судоходства участки. В основном пропускаем туристов по заявкам. Но если безвизовые иностранцы приедут без предупреждения, мы все равно их пропустим. С приходом теплых дней особенно востребован наш теплоход. В апреле было сделано 27 рейсов, а в мае уже 130. И так по нарастающей. Едут байдарочники, яхты, лодки. И за всем этим водным транспортом нужен глаз да глаз. Безопасность отдыхающих — превыше всего. Сейчас окашиваем водную растительность на канале, чтобы она не наматывалась на винты судов.

Результат трудов, как говорится, налицо. Чистоту и красоту здешних мест отмечают и наши, и иностранцы. Потому и едут к нам они с удовольствием.

tanula.k@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter