Отстой или ренессанс

У слова "самодеятельность" плохая репутация.
У слова "самодеятельность" плохая репутация. Нередко оно само вскакивает на язык, когда требуется пригвоздить непрофессионализм практически в любой отрасли, к сцене часто отношения не имеющей. Хотя реноме этому слову испортила наверняка та самая самодеятельность, которая десятилетия назад пыталась копировать массовые произведения музыкального и танцевального искусства, - тем более что занимались этим в основном люди, не имеющие иного специального образования, кроме телевизора. Тем не менее призывы поддерживать художественную самодеятельность сегодня актуальны как никогда. И второй Всебелорусский фестиваль народного искусства "Беларусь - моя песня", финал которого состоится в следующем году, считается делом большой государственной важности. Стоит ли выделки эта "овчинка", станет очевидным уже совсем скоро. Хотя прицениться к ней можно и сейчас: буквально только что были подведены итоги сельских и районных туров этого масштабного смотра самодеятельности. Первое, что можно сказать, сравнивая самодеятельность нынешнюю и так называемую советскую, - это отнюдь не картинки-близнецы с незначительным количеством отличий. И не только потому, что за 10 лет число самодеятельных коллективов заметно сократилось. К тому же утверждение это спорное. "Прежде у нас много коллективов существовало на бумаге, статистика была важней всего, - говорит начальник управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Тадеуш Стружецкий. - Теперь же, когда это искусственно не стимулируется, уже нет необходимости держать в клубах "мертвые души". Современная статистика свидетельствует не о количестве, а о качестве. За последние пару лет больше десяти непрофессиональных творческих коллективов получили звание заслуженных. Как утверждают в министерстве, ансамбль "Крупiцкiя музыкi" из Минского района или самодеятельный театр "Вiдарыс" из Борисова дадут много очков вперед иным профессионалам. Редкий руководитель самодеятельного коллектива не имеет сегодня специального образования, пускай хотя бы на уровне музыкальной школы. Кроме того, большинство отечественной самодеятельности работает сейчас на региональном фольклоре: в последние годы число так называемых аутентичных коллективов стало исчисляться сотнями! Например, то, что исполняет поставский ансамбль народной музыки "Паазер`е", не исполняет больше никто и нигде. Недаром исследователи славянской обрядности считают, что в своем самом чистом виде аутентичное искусство сохранилось на востоке Польши, севере России и практически на всей территории современной Беларуси. Такую самодеятельность, безусловно, стоит поддерживать. Хотя в рамках основного фестиваля предусмотрено проведение множества "специализированных" фестивалей - не только фольклорных коллективов, но и театральных, ветеранских, духовых, армейских и многих других. В этом тоже есть свой смысл, подтвержденный многократными исследованиями: если люди, независимо от возраста и рода деятельности, находят время заниматься творчеством, в конечном итоге это благоприятно отражается на всем обществе. Профессиональное искусство черпает в народном кадры и свежие идеи... Так что с какой стороны ни посмотри - самодеятельность нужна всем, в том числе и людям, которые ее на дух не переносят.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter