Отсрочки и оговорки как ежи под колеса дальнобойщикам

ЕЭК утвердила один из первых документов для либерализации автомобильных перевозок грузов в ЕАЭС

ЕВРАЗИЙСКОЙ экономической комиссией утвержден один из первых документов для либерализации автомобильных перевозок грузов в ЕАЭС. На заседании, которое прошло в понедельник в казахстанском поселке Боровое, согласована нормативная база, обсуждены проблемные вопросы информационного взаимодействия, рассмотрены конкретные меры по совершенствованию транспортного контроля. Новые правила должны вступить в силу с 1 января 2016 года. Белорусские компании получат доступ к перевозкам на российских просторах, правда, пока не во всех регионах.

Перед автотранспортной отраслью нашей страны стояла задача увеличить экспорт услуг в 2015-м в два с половиной раза по сравнению с 2011 годом. С учетом первоначальных планов ЕАЭС без изъятий и ограничений достижение таких результатов казалось очевидным. Однако с 1 января прийти к единому рынку не удалось. 

Да, белорусские дальнобойщики теперь могут доставлять отечественную продукцию в Россию и Казахстан в любом количестве. А на перевозку грузов по ЕАЭС из третьих стран по-прежнему придется получать соответствующие разрешения. 

Все бы ничего, но Россия в четыре раза урезала для белорусов их количество. За 2015 год отечественные перевозчики совершат на 10 тысяч поездок меньше. По предварительным подсчетам, недополученная прибыль составит около 32 миллионов евро. В итоге евразийский рынок перевозок занимают конкуренты из соседних европейских стран. В основном поляки и литовцы.

Как говорится, зная, где упадешь, подослал бы соломки. Подсчитывая еще только предполагаемые дивиденды от создания единого рынка транспортных услуг, о диверсификации маршрутов отечественные дальнобойщики вовремя не позаботились. Теперь надо догонять на пятой передаче. В первую очередь в направлении Казахстана, за которым необъятные просторы Китая и Монголии.

Правда, уже освоено несколько новых направлений. Среди адресов — Азербайджан, Босния и Герцеговина, Македония. Но они вряд ли компенсируют все потери. Избежать затрат невозможно. Растут расходы на топливо, введены дополнительные сборы, дорожают услуги связи. Многие предприятия отрасли уже сейчас балансируют на грани нулевой рентабельности. В то же время отмена системы разрешений позволила бы повысить объем грузооборота за три года в два раза и увеличить автопарк на 30—40 процентов.

Транспортная сфера стала примером разноскоростной интеграции в рамках ЕАЭС. К либерализации рынка таких услуг Россия и Казахстан оказались попросту не готовы. Наши партнеры готовы двигаться по этому пути, но малыми шагами. Слишком уж осторожничают.

Так, второй этап программы предусматривает разрешения на доставку грузов в любую точку России только с 2020 года. Третий этап начнется, как планируется, с 2025-го.

Всякие отсрочки и недоговоренности могут стать миной замедленного действия под фундаментом Евразийского союза. Об этом Александр Лукашенко предупреждал еще прошлой весной при подписании договора в Астане. Последствия не заставили себя долго ждать. 

Оговорки — главный недостаток нового интеграционного образования. Беларусь выступает за более интенсивное сближение без каких-либо исключений. Если уж объединяться, то не выборочно, а по всем направлениям. 

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?