Отслужили — и концы в воду? Подразделения Минприроды обнаружили в наших реках и водоемах более ста “подводных” лодок.

Три года назад в Березинском районе погиб известный белорусский дайвер. Погрузившись на дно заполненного водой карьера, он не смог выплыть из-под затопленной там баржи. А в последнее время и вовсе участились сообщения местных жителей о несчастных случаях, связанных с оказавшимися на дне водоемов плавательными средствами. Свежий пример: в минувшие выходные на реке Звонка в Логойском районе нырнувший подросток налетел на затонувшую деревянную лодку. К счастью, он отделался лишь многочисленными ссадинами, ушибами и вывихом кисти руки, а ведь последствия могли оказаться более плачевными.

Три года назад в Березинском районе погиб известный белорусский дайвер. Погрузившись на дно заполненного водой карьера, он не смог выплыть из-под затопленной там баржи. А в последнее время и вовсе участились сообщения местных жителей о несчастных случаях, связанных с оказавшимися на дне водоемов плавательными средствами. Свежий пример: в минувшие выходные на реке Звонка в Логойском районе нырнувший подросток налетел на затонувшую деревянную лодку. К счастью, он отделался лишь многочисленными ссадинами, ушибами и вывихом кисти руки, а ведь последствия могли оказаться более плачевными.

Целая флотилия

В мае нынешнего года эта проблема поднималась даже на правительственном уровне — на совещании, посвященном наведению порядка на земле. Его проводил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. В свою очередь министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Цалко поручил территориальным структурам Минприроды обследовать водные объекты. В результате было выявлено 109 бесхозных плавательных средств, большинство из них (80) — деревянные лодки, в том числе самодельные. Кстати, и в затопленном состоянии они способны мигрировать по дну, поэтому прежде чем с разбега нырять в воду, стоит убедиться, что под водой нет никаких “сюрпризов”, даже если это хорошо знакомое место. Наибольшую же опасность представляют затонувшие металлические плавсредства.
— Под водой обнаружены не только маленькие лодочки, найдены большие катера и баржи, которые способны внести коррективы в гидрологический режим реки, — отметила консультант отдела использования и охраны вод Минприроды Татьяна Минжурова. — Из-за появившегося подводного препятствия снижается скорость течения, часто в этом месте образуются наносы песка и ила. В итоге река может поменять русло, начать петлять, мельчать. Кроме того, затопленные металлические катера, лодки или баржи на протяжении долгого времени загрязняют окружающую среду, выделяя в воду массу вредных веществ — остатки машинного масла, топлива, краски и так далее.

Без опознавательных знаков

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, “подъем, удаление и (или) уничтожение затонувшего имущества являются  обязанностью лица, виновного в затоплении имущества, а при его отсутствии — обязанностью собственника”. К затонувшему имуществу, в частности, относятся оказавшиеся на плаву под поверхностью воды, опустившиеся на дно водоема или выброшенные на мелководье суда и плавучие объекты. Однако найти и призвать к ответу владельца “топляка” не так-то просто.
— Некоторые плавсредства долго пробыли под водой, начали разрушаться, а на многих лодках и вовсе нет регистрационных номеров, без которых установить владельца крайне сложно, — пояснила Татьяна Минжурова. — Совместными усилиями территориальных органов Минприроды, исполкомов и предприятий внутреннего водного транспорта, а также благодаря информации местных жителей удалось установить принадлежность тридцати плавательных средств. Их владельцы обязаны поднять из воды и утилизировать лодки за свой счет. В противном случае им придется нести ответственность перед законом.
“Чистоту” водных путей в соответствии с законодательством должно блюсти Министерство транспорта и коммуникаций. В других местах это относится к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов, призванных следить за своевременной утилизацией плавсредств, в том числе затопленных.
Со своей стороны Минприроды и далее будет держать “подводную” ситуацию на контроле. Поэтому владельцам старых лодок лучше задуматься над их утилизацией заблаговременно — дешевле обойдется. По мнению Татьяны Минжуровой, необходимо оборудовать на реках и водоемах причалы для лодок. И владельцам будет сподручнее, и каждый “престарелый челнок” окажется на виду. Возможно, стоит ужесточить правила регистрации плавательных средств.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter