Выдерживает ли конкуренцию белорусская одежда

Отшивать умеем, а продавать еще не научились

Если наша одежда не так раскручена, как импортная, это не значит, что она хуже


Весь прошлый год «СГ» вела масштабный проект «Краса деревни». В редакцию мы приглашали жительниц сельской местности и вместе со стилистами разрабатывали для них новые образы, подбирали подходящий гардероб. Притом исключительно из вещей белорусского производства. Не важно, сшиты они на предприятиях Беллегпрома или частными дизайнерами. Убедились: выбрать есть из чего. Наши красавицы, однако, сетовали — найти такие же комплекты в универмагах районных и даже областных центров не так-то просто. Конкурентна ли белорусская одежда? Всегда ли цена соответствует качеству? Не пора ли отказаться от стереотипа «белорусское не равно модное»? Эти и другие вопросы во время «круглого стола» в «СГ» обсуждали заместитель председателя концерна «Беллегпром» Николай РОГОЖНИК, начальник управления организации торговли концерна «Беллегпром» Светлана КАХРО, начальник управления торговли Белкоопсоюза Ольга КУНЦОВА и ведущий художник-модельер ОАО «Світанак» Михаил МЫТНИК. 

      «СГ»: — Рекламные ролики и билборды на улице призывают: «Купляйце беларускае!» Касается это и одежды. Но по-прежнему находятся скептики, которые уверены — у вещей нашего легпрома и качество не то, и фасон устаревший. Как доказать, что белорусское как минимум не хуже импортного?

Н. РОГОЖНИК:
— Стереотипы о том, что наша одежда несколько уступает по своим характеристикам импортной, бытуют в обществе с советских времен. Но если анализировать итоги 2016 года и исходить из той информации, которую предоставляет Государственный комитет по стандартизации, ситуация иная. Так, комитет провел мониторинг импорта в части чулочно-носочных изделий. В 98 процентах случаев обнаружено невыполнение требований, которые предъявляются к качеству продукции и техническим регламентам для ее продажи в Беларуси. По нашей же продукции такие случаи единичны и связаны лишь с какими-то ошибками производства. Если брать общий объем, их доля мала. Это ярко отражает качество товара белорусского производителя. Поэтому, на мой взгляд, скептическое мнение о своей одежде уходит в прошлое.

С. КАХРО:
— Все же белорусских товаров на рынке достаточно. Сейчас наши предприятия пошли по пути развития собственной товаропроводящей сети. У фирменных магазинов появляется новый облик. Если раньше в торговых объектах (не хочу сейчас обижать наши магазины) найти нужную вещь было очень сложно, то сейчас большое внимание и выкладке товаров, его презентации, мерчандайзингу. И продаются они хорошо. Сейчас большие универмаги — ГУМ, ЦУМ — тоже идут по пути представления белорусского товара с участием предприятий. Специалисты приезжают в магазин и показывают, как нужно раскладывать товар. Соответственно на это реагирует и покупатель. Идет диалог и с торговыми сетями. Но есть и проблемы. Наши предприятия выпускают достаточно достойного, конкурентоспособного товара, но как-то не решается вопрос с рекламой. А ведь нужно уметь себя продать, донести покупателю, что мы не хуже импортных производителей. Да, нельзя говорить, что весь импорт плохой. Есть вещи отличного качества, но и цена там достаточно высокая.

О. КУНЦОВА:
— Одежда белорусского производства в магазинах потребкооперации занимает более 96 процентов. Не скажу, что она не пользуется популярностью. Здесь представлены и разные бренды, и размерный ряд, и выбор фасонов. Конечно, дизайн одежды скорее дело вкуса: одному нравятся яркие цвета, другому приглушенные, кто-то носит короткие юбки, кто-то длинные. Но покупатели сходятся в одном — качество белорусских изделий всегда на уровне.

«СГ»: — Но ведь зачастую покупатель ведется не столько на качество, сколько на цену или фасон. Далеко не всегда обращает внимание на то, из какой ткани сделан тот или иной комплект…

М. МЫТНИК:
— Мне кажется, что это тоже некий стереотип: если белорусское — значит, не совсем модное. Художники, которые работают в нашей легкой промышленности, посещают и международные выставки, и конкурсы. Мы закупаем трендбуки (издания с модными коллекциями), которые отвечают последним тенденциям, и в соответствии с ними разрабатываем новые линии. Стараемся использовать те материалы, с которыми работают все мировые бренды. Поэтому сейчас можно говорить о тенденции, что у нас одежда и модная, и качественная.

Н. РОГОЖНИК: — Производитель, который пренебрегает качеством, делает это на свой страх и риск. Нужно понимать, что административная ответственность за такие правонарушения существует, и достаточно весомая. Но «маржинальность» весьма заманчива. Не всегда импорт соответствует тем характеристикам, которые заявлены на этикетках. У нас работает консультативный совет с индивидуальными предпринимателями, на котором мы уже более двух лет рассматриваем вопросы в том числе и качества продукции. Многие из них интересуются, почему заграничная майка стоит, к примеру, пять долларов, а наша семь с половиной? Стали разбираться. Оказалось, вместо заявленного стопроцентного хлопка у импортной вещи состав совсем иной. Вот и ответ.

«СГ»: — Интересен в этой связи вопрос соотношения цены и качества. Выдерживает ли конкуренцию по этим характеристикам одежда отечественных производителей с импортными?

Н. РОГОЖНИК: — Вопрос нужно разделить на две составляющие. В первую очередь мы максимально используем собственное сырье. Так гарантируем и более дешевую стоимость изделий, и их качество. Если говорить о производстве материала, завершили три проекта: Оршанский льнокомбинат сегодня выпускает более 300 разновидностей тканей различных гамм, Минский камвольный комбинат в стадии наработки шерстяных и полушерстяных образцов и Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение, которое отвечает, как понятно из названия, за хлопчатобумажный ассортимент. Для швейных и трикотажных предприятий они — большое подспорье по сырьевой базе. Тот же товар, который завозится по импорту, сложно регулировать. Почему? Отсутствие границ в Таможенном союзе не позволяет полностью избежать ввоза некачественной продукции, лишь минимизировать «серый» импорт, с которым мы сегодня сталкиваемся. Поэтому, безусловно, некая несбалансированность рынка будет присутствовать.

Что касается цены, то любой производитель заинтересован в снижении издержек: материалоемкости, энергоемкости своей продукции. Отдельные предприятия за 2016 год эти показатели приблизили к цифре 25 процентов. Работа небыстрая, потому что требует определенных финансовых затрат и свободных оборотных средств. Постепенно приходим к тому, что продукция легпрома доступна для потребителей. Совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли контролируем и необоснованный рост цен. Одежда делового стиля, например, за год подорожала всего на 5—7 процентов.

М. МЫТНИК: — Балансировать между оптимальными ценой-качеством удается за счет грамотного дизайна и собственного производства полотен. Разработка коллекции идет с учетом затрат на выпуск товара. Понятно, что она должна соответствовать последним направлениям моды, чтобы покупатель мог это оценить. Конечно, экономим за счет полотен, ведь у нас налажен полный цикл — начиная от процесса вязания до крашения и нанесения принтов. Контролируем весь цикл по выпуску, поэтому гарантируем качество. Многие бренды, которые представлены в магазинах, отшиты у нас на предприятии. И почему-то цена покупателей не смущает. Например, у одной российской компании, которая с нами сотрудничает, фуфайка стоит от 25 рублей. Ту же фуфайку «Світанка» можно купить за 7 рублей. Опять же бренд, опять же сложившийся стереотип. А качество при этом идентичное. Вся наша продукция проходит стандартизацию, у нас отшивается коллекция ясельная, к которой самые суровые требования, поэтому качество при низкой цене товара не страдает.

С. КАХРО: — Так как на рынке свободное ценообразование, предприятия не ставят стопроцентную торговую надбавку, в среднем — 40—50 процентов. И благодаря этому потом возможны различные маркетинговые ходы: распродажи, акции, снижения надбавки вплоть до отпускной цены.

О. КУНЦОВА: — По такому принципу работаем и мы. Стараемся привлекать покупателей — ежемесячно в магазинах проводим акции со снижением цен от 10 до 20 процентов. За 2016 год организовали их более 15. Предоставляем покупателям и возможность купить товар в магазинах и отделах «Низких цен» (их у нас 25) и объектах, где есть отделы легпрома, — 115.

«СГ»: — Если взять большие торговые площадки (ЦУМ, ГУМ и другие), то проблем с ассортиментом там нет. А как быть с универмагами райцентров? Легко ли в небольших населенных пунктах найти нужную по цвету и размеру современную модель?

Н. РОГОЖНИК: — За 2016-й совместно с потребкооперацией открыли в магазинах 230 фирменных секций. К этой работе привлекли не только предприятия, но и малый бизнес. Нацелили его прежде всего на регионы республики. Если говорить о динамике, то практически в два раза увеличили за прошлый год объемы торговли при помощи малого бизнеса. Для этого создали специальные условия — отсрочки платежа, возврат нереализованного товара, предоставление бонусов. В конце прошлого года еще раз провели итоговую встречу с Белкоопсоюзом и определили конкретные шаги для развития. Решили точечно определить те населенные пункты, которые требуют вмешательства. Один проект стартовал в Дзержинске в универмаге, который себя уже неплохо зарекомендовал.

«СГ»: — А белорусские дизайнеры готовы представлять свою продукцию в райцентрах? На какой сегмент вообще рассчитана высокая мода?

М. МЫТНИК: — Высокая мода приходит пока только в Минск. И то совсем небольшой сегмент. Например, те дизайнеры, которые отшивают свои коллекции на нашем предприятии, иногда не знают, как продать хотя бы 300 единиц одинаковых платьев или костюмов.

В глубинке же можно говорить только о продукции ремесленников. Да, если коллекция разработана, например, изо льна, то это еще можно встретить в регионах. Но не более того. Играет здесь роль и цена. Молодые дизайнеры, как правило, амбициозны, выставляют заоблачную стоимость. Отсюда и небольшой спрос. С другой стороны, нужно понимать, что вещь дизайнерская изначально не для всех. Это не масс-маркет.

О. КУНЦОВА: — Торговые объекты потребительской кооперации обслуживают преимущественно сельских жителей, у которых спрос на дизайнерскую одежду, понятно, невысокий. Соглашусь, что по цене такой товар, как правило, выше среднего. Поэтому на прилавках в деревнях или районных центрах он практически не представлен.

borisovez@sb.by

bizyk@sb.by

Фото Павла ЧУЙКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter