Оценку Содружеству даст история

В САМОЕ ближайшее время Евразийский экономический союз и Европейский союз станут примерно равновеликими партнерами. Об этом заявил Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО вчера во время встречи с руководителями СМИ стран СНГ.

Беларусь, Россия и Казахстан создали Таможенный союз и сегодня вплотную приблизились к новому этапу интеграции — созданию Евразийского экономического союза. «С учетом стремления ряда других стран к участию в этом проекте на шахматной доске геополитики в самое ближайшее время Евразийский экономический союз и Европейский союз станут примерно равновеликими партнерами. Их интересы надо будет сбалансировать. Это и есть живой пример того, что идея интеграции интеграций абсолютно реальна», — подчеркнул глава государства.

Александр Лукашенко убежден, что переговоры с единой Европой со стороны интеграционного объединения будут более эффективными: «Если мы будем вести переговоры с единой Европой (к примеру) вместе, это даст гораздо больший эффект, чем сепаратные переговоры отдельных стран — участников СНГ, которые часто проходят на унизительных для них условиях. Ведь вместе мы — сила, с которой будут считаться».

«Иногда задают вопрос: а был ли и остается ли сейчас смысл в существовании СНГ? При этом часто указывают на то, что многие страны уже ориентируются на разные центры силы. Россия, Казахстан и Беларусь строят Евразийский экономический союз. Украина, Молдова, отчасти Армения пытаются расширить связи с ЕС. В Центральной Азии не по дням, а по часам растет притяжение Китая, — сказал Александр Лукашенко. — Выскажу мысль, которая кому-то может показаться парадоксальной. Тот факт, что страны Содружества проводят разную политику, не только не ослабляет, но, напротив, усиливает потребность в каком-то стягивающем механизме, значимым элементом которого является общая площадка для диалога».

Президент Беларуси уверен, что нужно сохранять СНГ как площадку для принятия конкретных решений. «Когда мы в узких кругах обсуждаем эту проблему (необходимость сохранять СНГ. — Прим. БЕЛТА), начинаем очень резко накатывать на СНГ, на неэффективность его функционирования, вплоть до того, что интереса нет.

Я всегда говорю: не торопитесь, оно ведь нам недорого стоит сегодня. Распустить, разогнать, разойтись проще. А вот потом собраться воедино будет весьма сложно», — уверен Александр Лукашенко. По его словам, вполне естественно, когда некоторые из стран Содружества «ищут счастья где-то за морями». Но это не означает, что нужно отказаться от СНГ. «Если сейчас нам распустить, разогнать Содружество, которое существует как площадка для встреч, переговоров, выработки решений, что будет тогда, когда многие из нас, поискав счастье за морями-океанами, захотят снова вернуться разговаривать на общие темы», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства считает, что после распада Советского Союза не было другой исторической альтернативы, кроме создания нового объединения. «Советский Союз был великим государством, колоссальной геополитической силой, непосредственно влиявшей на судьбы мира. Такое государство, конечно, не могло сгинуть бесследно: слишком мощным было притяжение сложившихся в СССР экономических, культурных, духовных связей.

Поэтому переход в новое образование — СНГ — стал абсолютно естественным и исторически необходимым», — отметил Президент. Александр Лукашенко уверен, что нельзя было разрывать прочные и эффективно работающие связи, нужно было развивать интеграцию на постсоветском пространстве, но уже на новой политической и экономической основе — как содружество равных, суверенных государств.

Глава государства считает, что в интеграционных процессах не стоит все время оглядываться на Евросоюз. «Нужно научиться больше ценить то, что уже давно есть у нас самих. Ведь Европа во многом пока только идет к объединению, и в этом устремлении ей еще очень много предстоит преодолеть. У наших же стран есть колоссальный исторический опыт совместной жизни», — сказал Александр Лукашенко. В отличие от Евросоюза, государства которого не имели опыта жизни в едином объединении, страны Содружества таким опытом обладают, и в этом их преимущество. «С советских времен нас связывает общая кровеносная система экономики — единые энергетическая и трубопроводная сети, автомобильные и железные дороги, связь (правда, пользоваться этим на пользу всех стран СНГ мы еще не научились). И наши производственно-кооперационные связи по-прежнему для многих предприятий остаются безальтернативными, обеспечивают рабочими местами миллионы людей», — отметил Президент. В качестве примера он привел тот факт, что предприятия Беларуси дают работу примерно 7 млн. людей в России.

Кроме того, между народами СНГ нет непреодолимых психологических барьеров. «Недаром наше интеграционное образование называется Содружеством: всех его членов объединяет общая историческая история, единые стандарты образования, богатая советская культура и великий русский язык», — сказал Президент.

Обращаясь к участникам встречи, Александр Лукашенко напомнил, что она проходит в канун саммита лидеров государств СНГ, который состоится в Минске. В этой связи Александр Лукашенко призвал журналистов, руководителей СМИ СНГ, которые, по его словам, создают общественное мнение и часто влияют на ход истории, провести встречу в формате откровенного разговора без закрытых и запретных тем. «Для меня очень важны ваши мысли о том, каким видится будущее СНГ и что мы — политики и журналисты — можем вместе сделать для наших народов», — сказал Президент. «Сразу оговорюсь: я не претендую на знание абсолютной истины. Известный русский классик мудро заметил когда-то: большое видится на расстоянии. Вполне возможно, должно пройти еще немало времени, чтобы и люди, и политики, и историки дали точные и справедливые оценки Содружеству», — отметил Александр Лукашенко.

Отвечая на вопрос, сколько может занять процесс выстраивания того уровня взаимодействия, который, например, существует в Европейском союзе, Президент сказал: «Если будем идти такими темпами, то еще достаточно много времени займет».

Александр Лукашенко напомнил, что в ЕЭП создан наднациональный орган — Евразийская экономическая комиссия, которая наделена определенными полномочиями. «То есть мы уже поделились своим суверенитетом. Что касается Беларуси, Казахстана и России — в этом абсолютно нет никаких проблем. Только надо понимать, какую долю суверенитета и во имя чего мы должны передать в наднациональные органы», — сказал белорусский лидер. «Да, мы независимое суверенное государство, но, если мы чего-то хотим и видим цену этого, мы на это пойдем. Мы тоже много думали, колебались, как и Россия, и Казахстан, но мы видели солидную пользу от этого — экономическую, финансовую», — сказал глава государства.

«Если это будет обыкновенная «трескотня» о будущем Евразийском экономическом союзе и под это, непонятно под что, опять надо будет передавать суверенитет, белорусы на это не пойдут. Уверен, что тем более Казахстан и Россия на это не пойдут», — заявил белорусский лидер. «Поэтому суверенитет в данном случае у нас не икона, на которую надо молиться. Суверенитет — очень важная вещь, но мы им будем распоряжаться в интересах наших народов и будем делать шаги только тогда, когда мы будем чувствовать, что делегирование части нашего суверенитета будет на пользу нашим народам», — резюмировал глава государства.

 «Мне абсолютно безразлично, чем занимается «Уралкалий», за исключением одного, чтобы они проводили нормальную политику на рынке калийных удобрений. Они ведь вредят не только нам, — отметил белорусский лидер. — Меня единственное волнует, до каких пор они будут демпинговать и этим самым гробить собственное производство калийных удобрений в России». «Начинается демпинг во всех сегментах калийного рынка. Если сегодня мы договариваемся продать калийные удобрения за 400 долларов, то буквально следом приезжают представители «Уралкалия» (это уже было зафиксировано во многих местах) и предлагают за 320—350 долларов», — сказал Александр Лукашенко.

Глава государства при этом подчеркнул, что белорусская компания способна выдержать такой демпинг, и для этого есть необходимые рычаги. «Зачем вы («Уралкалий». — Прим. БЕЛТА) в убыток работаете? Чтобы захватить рынки? Не получится! — заявил Александр Лукашенко. — Мы, конечно, негласно можем договориться со всеми работающими на рынке компаниями, и вы не справитесь с общим рынком. Это классика — все должны работать на то, чтобы получить большую цену, а равно — большую прибыль».

Глава государства отметил, что восстановление партнерства и продажа через одного трейдера были бы выгодны обеим сторонам и значительно повысили бы цену на калийные удобрения. «Поэтому мы не против, пожалуйста, готовы хоть завтра вернуться, но на тех принципиальных договоренностях, которые были достигнуты, чтобы это было прозрачно и честно. Мы не хотим никаких откатов, левых схем», — сказал Александр Лукашенко.

Президент убежден, что кризис в калийной сфере был создан искусственно с целью заработать деньги на падении и росте котировок акций. «Вот такие не желательны для нас компаньоны. Поэтому да, мы готовы к объединению, если этого хочет российская сторона, — заявил Александр Лукашенко. — Давайте договариваться, давайте будем работать вместе. Я и наши калийщики хотели бы видеть с вашей стороны в качестве компаньонов людей, которые заинтересованы в производстве и прозрачной продаже калийных удобрений».

Президент Беларуси заявил о своей заинтересованности в том, чтобы контрольный пакет акций «Уралкалия» приобрел Михаил Гуцериев. Александр Лукашенко отметил, что этот вопрос он лично с Михаилом Гуцериевым не обсуждал. «Он у нас строит рудник, будет производить 1,5 миллиона тонн своих удобрений, — сказал глава государства. — Он бы был вмонтирован в эту систему, производил бы свои удобрения как частник. Нам было бы очень выгодно. Он никуда бы не делся от БКК».

Александр Лукашенко убежден, что Беларусь получит необходимый объем нефти для загрузки НПЗ. Глава белорусского государства отметил, что в настоящее время идут переговоры по этому вопросу. По его мнению, на шероховатости с поставками нефти повлияла калийная проблема. «Они заявили, что будут по техническим причинам сокращать поставки в Беларусь. Я сказал Путину, что это будет неразумный шаг, — сказал Александр Лукашенко. — Есть один фактор — это стабильность поставок. Мы не хотели бы каждый квартал, как это было в текущем году, согласовывать поставки нефти. Это просто даже несолидно. Это одна из шероховатостей, которых вообще быть не должно в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве… Это даже не экономический вопрос, это демонстрация. Причем здесь Баумгертнер и нефть?! Какое это имеет отношение к межгосударственным отношениям? Это межгосударственные отношения, и на этот уровень выводить не надо».

Александр Лукашенко не исключает, что Владислав Баумгертнер может быть передан в Россию после компенсации ущерба. «Хотите расследовать эту проблему — забирайте и расследуйте», — сказал Александр Лукашенко, обращаясь к российской стороне. Он напомнил, что Беларусь передала 19 томов материалов. «Не все там просто. Через швейцарскую компанию продавали калийные удобрения, цену одну показывали, допустим, 350 долларов, продавали по 400, а разницу делили. Уже несколько эпизодов таких. Тут уже не выкрутишься», — сказал Президент, добавив, что таким образом было переквалифицировано обвинение на хищение.

«Нам лучше самим побыстрее закрыть эту тему, разобраться и наказать виновных», — считает белорусский лидер. «Я не кровожадный. Я не к тому, что мы должны их посадить. Пока мы не набрали больше ущерба, пусть компенсирует этот. Компенсирует ущерб — мы уже будем как-то вертеться, чтобы любимого вами и российским народом Баумгертнера передать», — сказал Александр Лукашенко.

Президент Беларуси Александр Лукашенко подтвердил готовность Беларуси продать свою долю в МТС, но за выгодную цену. «Вы готовы завтра приобрести — мы вам продадим МТС, я не против. Если вы готовы покупать — пожалуйста», — заявил белорусский лидер.

Белорусский лидер убежден, что любое государство должно, прежде всего, ценить свой народ. «Государство — для народа. У нас это везде написано, это наш лозунг, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Государство должно работать в интересах народа. Отсюда — социальное государство, но не социалистическое». Главное, что отличает Беларусь от социалистических государств, это отсутствие плановости. Безусловно, наша страна не отказалась от планирования в целом. Так, каждое государство утверждает бюджет — финансовый план. В России, например, бюджет принимают на три года вперед. В Беларуси утверждают годовой бюджет, а также основные 12 показателей социально-экономического развития. «Но это не то планирование, которое было в Советском Союзе», — подчеркнул Президент.

В числе основных отличий глава государства также назвал наличие конкуренции. «То, что я приемлю в рыночных отношениях без всякой альтернативы, возрождений — это конкуренция. Если есть честная конкуренция, не будет застоя в обществе, экономике», — считает Александр Лукашенко. По его мнению, государство должно создать такие условия, чтобы человек мог проявить свои лучшие качества, и это всегда будет во благо любому государству. Поэтому в Беларуси для тех, кто хочет начать заниматься бизнесом, действует заявительный принцип. В рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса Беларусь опережает страны СНГ.

Кроме того, от социалистических стран Беларусь отличает существование частной собственности. «Частной собственности быть. Создавай ее, но одно условие — честно и прозрачно», — подчеркнул Александр Лукашенко. Вместе с тем Беларусь сохранила многое позитивное, что присуще социалистическим странам, например, бесплатное образование, здравоохранение.

БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter