Миру нужен социальный рейтинг?

Оценку поставит жизнь

Один из самых популярных агрегаторов такси надумал давать оценки своим пассажирам. Точнее, их анонимно выставляют водители по окончании поездки — от 1 до 5 баллов, затем формируется рейтинг, где важнее всего последние отзывы. В компании полагают, что такая система позволит определить недобросовестных клиентов, в смысле хамов, хулиганов и просто неадекватов. Зато заказы пассажира с хорошим рейтингом будут приоритетны. Он поедет первым, а обладатель плохой репутации пусть подождет. Дискуссии вокруг новации спустя несколько недель достигли апогея, заставив сегодняшних спорщиков ударить по клавиатурам. Естественно, одна оказалась только за — за элементарную справедливость. А другой — однозначно против, как клиент, который всегда прав. Или, уважаемые читатели, не всегда? 

Презумпция недоверия

Людмила, мне кажется, рейтинг пассажира в системе вызова такси — это только начало. То есть пока цветочки. А вскоре нас будут оценивать дворники на улицах и продавцы в магазинах, парикмахеры и фитнес-тренеры… Представь, что начнется! Кассиру не понравится, что ты недостаточно быстро извлекла кошелек или неправильно приложила карточку к терминалу. Она тебе бац — кол за поведение! В следующий раз приходишь в магазин, а тебе пельмени не продают: мол, у вас низкая оценка, потеряли вы наше доверие. Ступайте в конец очереди и берите вот этот позавчерашний батон. Очень вкусно.

Смотри, что начинает постепенно происходить в мире. Теперь таксист (официант, сантехник, грузчик) перестает быть человеком, подрядившимся оказать мне услугу просто потому, что ему нравятся деньги в моем бумажнике и он хотел бы увидеть их в своем. Теперь все эти люди — члены жюри конкурса клиентов! Сидят важные, расставляют нам баллы, поднимают таблички с цифрами. А мы, значит, должны изо всех сил стараться понравиться этому жюри, то есть угодить его предпочтениям. Не было другой головной боли, теперь еще, выходя из такси, я должен беспокоиться, не слишком ли громко хлопнул дверцей. А вдруг конкретно этому водителю нравятся мощные хлопки? А вдруг конкретно в этой машине дверь не закроется, если ею не шлепнуть от души? В общем, в любом случае оценка может быть снижена, и ты рискуешь в следующий раз не дождаться вызванной машины. Но на каком, собственно, основании меня оценивают те, кто должен просто доставить пассажира из одной точки в другую? Если ты предложишь мне сменить службу такси, по своей прихоти выдумавшей странный рейтинг, так я уже говорил насчет опасений, что скоро идея оценок может распространиться так широко, что проникнет и в другие сферы. Печаль, одним словом.

«Главное — это то, как человек сам оценивает свои поступки»
(Маргарита Наваррская, французская принцесса).

Самое неприятное в начинании извозчичьей компании то, что отсутствуют четкие критерии оценок. А это значит, что водитель (уже получивший твои деньги) может наказать тебя за прическу, например, или цвет туфель. На его вкус, слишком вызывающих. В соседней стране уже описывались несколько случаев, когда пассажирок карали низким баллом за «строптивость» — посмела сбросить руку водителя со своей коленки. Или снизили оценку за то, что клиент не разделил музыкальные пристрастия таксиста и попросил выключить радио. В общем, появление такой системы способно привести только к излишней нервозности, конфликтам, а то и к ситуации, когда оцениваться будет только размер чаевых, а не реальное поведение пассажира. Вряд ли тогда компания сможет узнать, что на самом деле человек всего лишь бедный студент, а не хам и дебошир. Презумпция правоты шофера — еще одна отрицательная сторона системы, которая, надеюсь, будет все-таки пересмотрена. 

Я не спорю, надо выявлять хулиганов, любителей пьяных катаний или тех, кто предпочитает не платить за поездку. Но делать это, по-моему, надо негласно. Чтобы человек не переживал всякий раз, глядя на свою оценку, кто и за что снял с него пару сотых балла. По примеру якобы существующих у турфирм «черных списков» туристов, склонных к потребительскому экстремизму. Говорят, и у автомобильных СТО существует подобная практика, когда в такие списки заносятся любители поскандалить на пустом месте.

Мы ведь с тобой тоже оказываем людям услуги. Информационные. Представь, что получится, если мы начнем оценивать наших читателей? Этот хороший, а тот негодный, плохой, поэтому к нему газета будет приходить позже и только с плохими новостями? К счастью, никому в голову это не придет. Потому что мы уважаем свою аудиторию. А вот некоторые перевозчики, видимо, не лучшего мнения о собственных клиентах. 

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Ты — мне, я — тебе

Не пойму, Рома, а пассажиры чего-то другого ожидали после целой череды скандальных инцидентов, запечатленных в видеороликах? Помнишь же ошалевшую фитнес-инструкторшу, которая на весь салон орала: «Вези меня, мразь!» — и даже била водителя? А мужика, ударившего таксиста в лицо за то, что тот отказался везти ребенка без детского кресла? Тебе вот пьяного в хлам постороннего человека будет приятно подбросить до дома? Всласть повалявшегося под ближайшим кустом? Или в конце поездки услышать: прости, мол, старик, че-то денег не хватает?

Если пассажир, пользующийся услугами этого агрегатора, может выставлять баллы водителю, то водитель-то почему нет? Ба, меня осенило: он, видимо, человек второго сорта? Смерд, холоп? Он должен нервы намотать на кулак, потому что, видите ли, салон его автомобиля осчастливила коронованная особа? Не понимаю, и откуда берется эта мода смотреть на работников сферы услуг свысока только потому, что мы оплачиваем их труд из собственного кошелька. Аплодирую выдержке кассиров в гипермаркетах: гнуснейшие персонажи через них проходят! А надо улыбаться… А официанты какие у нас? Кремень! Дворники — вообще святые люди (во всяком случае, у меня в районе): безропотно убирают придомовую территорию, заваленную окурками и пластиковыми бутылками, оттирают заплеванные «аристократами» подъезды, стоит гоп-компания — слова не скажут, мусор за ней тихонько подберут. Хуже того, прошу прощения за сленг, в обслугу, похоже, записаны уже воспитатели детских садов, учителя и медики. С ними-то можно обращаться как угодно, а они должны к нам со всем почтением и пиететом. Кричат ли на них, хватают ли за грудки, обвиняют ли бездоказательно во всех тяжких... Минобразования вот вводит специальный этический кодекс для педработников — прекрасно. Кто бы еще его написал для потерявших берега учеников и их родителей. А заодно обкатал рейтинговую систему для пациентов. Они же в интернете пишут гадости про конкретных врачей, с именами и регалиями, — так пусть узнают, как сами незабываемо смотрятся со стороны. 

«Главная страсть цивилизованного человечества — высокомерие»
(Уилки Коллинз, английский писатель).

До чего же, Роман, дошел современный человек! Все время он чего-то требует от других, жаждет максимального для себя комфорта, сам же всегда прав, всегда в кристально-белом. Так надо бы слегка опустить его на землю. Если близкие не могут, соседи не хотят, а общественность — понятие растяжимое. Можно сколько угодно критиковать социальный рейтинг, введенный в Китае, но результаты он дает. Скажем, в одном из городов в провинции Шаньдун каждый житель получает начальный балл в 1000 очков. А потом зарабатывай себе дополнительные за общественно полезное поведение, в частности, благотворительность, донорство, волонтерство, или теряй в статусе, если не хочешь уступать место в транспорте инвалиду, служить в армии, платить налоги. Чем выше рейтинг, тем больше бонусов получишь от государства (скидки по «коммуналке», кредитам и т.д.), чем ниже — тем больше ограничений, в том числе в путешествиях и карьерном росте. На мой взгляд, вполне справедливо. С недавних пор социальный рейтинг начали уменьшать и тем китайцам, кто скрыл заболевание коронавирусом. Это куда гуманнее уголовной ответственности и, надеюсь, будет не менее действенно в плане профилактики. Потому для нашего с тобой среднестатистического современника нет ничего более страшного, чем лишиться привычных материальных благ. Они для некоторых уже как наркотик... 

И не надо мне говорить, что все должно быть тайно и скрытно, дабы не щекотать чьи-то нервы. Человек всегда обязан быть в нравственном тонусе. Осознавать, что такое хорошо и что такое плохо, уметь отвечать за свои проступки каждый божий день. К тому же замечено: на миру и совесть чаще просыпается. 

Людмила ГАБАСОВА

gabasova@sb.by

Брейк!

Когда Роман успел заделаться таким снобом? Мы его упустили, Людмила, проглядели в коллективе чайную розу-недотрогу. Система взаимных рейтингов в сфере услуг существует уже много лет. Меня абсолютно устраивает, если в условиях жесткой конкуренции водитель такси благодаря моим высоким оценкам предпочтет меня другим пассажирам. В экстремальных ситуациях рейтинг 5.0 на персональной странице часто выручает в международных онлайн-сервисах. Например, когда мне надо было срочно добраться в Минск на попутке, водитель, выбравший меня, так и сказал: «Просмотрел рейтинги каждого». Помогает хороший балл и выгодно арендовать частное жилье в другой стране, когда на него претендуют тысячи других. 

Твоя личная страница — твое лицо, и да, Роман, его надо держать. Если, например, мне манера вождения таксиста показалась небезопасной, я вправе ему поставить низкую оценку, и робот мне ответит: «Спасибо за отклик! Этот водитель к вам больше не приедет». Меня вполне устроит, если таксиста насторожит что-то в моем поведении и мы с ним никогда больше не встретимся: прекрасная система, человечная! Людмила в ней легко освоилась и получает 5 баллов. 

А Роман пока на пересдачу.

Виктория ПОПОВА. 

popova@sb.by  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter