О роли родителей в учебном процессе

Оценку поставит жизнь

Моим детям со школьными учителями повезло. Такой вывод сделала еще в сентябре, когда классные руководители на первом собрании раздали анкеты и попросили, кроме стандартных строк с личными данными, написать об особенностях характера и темперамента ученика, а также ответить на вопрос: готовы ли мамы и папы помогать своим чадам в учебном процессе? 


Такая попытка познакомиться — свидетельство тому, что учитель небезразличен к внутреннему миру своих подопечных, а значит, условия для всестороннего воспитания личности созданы. Осталось разобраться, как родитель может участвовать (и должен ли?) в отношениях «школа — ученик».

После собрания в классе настроились на активную работу: мои дети составили алгоритм ежедневных действий после прихода домой из школы, написали самим себе письма-обещания быть честными и добросовестно готовиться к урокам. И уже за первый месяц четверти успели порадовать отличными оценками. 

Со своим родительским участием в подготовке домашних заданий определилась не сразу. Были моменты сомнений: правильно ли поступаю, когда пытаюсь помочь, подсказываю, направляю, советую? Не слишком ли опекаю? Бывает, думаю: пусть бы прошли этот путь сами, и шишки набили, и дважды на одни и те же грабли наступили. Зато на своих ошибках поняли бы, как устроен мир, как нужно трудиться, чтобы достичь успеха… Сомнения эти уходят, когда вспоминаю, как в детстве мою подружку наказывали за двойки. Не получалось у нее решать задачки или примеры без ошибок. Когда Ленка пыталась делать уроки, ее отец смотрел включенный на всю громкость телевизор. Попросить у него помочь разобраться в условии — от страха даже мысли такой у нее не возникало. И что думаете: излишняя строгость отца и его отстраненность от учебного процесса решили Ленкины проблемы с учебой? Нет! Она с трудом окончила 9 классов. Требуя высоких результатов, родитель сначала должен спросить у самого себя: все ли сделал для того, чтобы ребенок достиг успеха? Может быть, иногда, для начала, достаточно немного уменьшить звук телевизора?

Некоторые папы и мамы любят говорить о том, что всему, чему нужно, должны научить в школе, а мы, дескать, письменный стол купили… Утром привели в школу, вечером забрали. В лучшем случае поинтересовались у ребенка, как дела. Если что-то недопонял, не запомнил, пусть сам наверстывает. 

Не открою секрет, если скажу, что есть родители и чересчур «отзывчивые». В своем стремлении участвовать в жизни отпрысков забывают о принципе «помоги ребенку сделать самому». Могут своей рукой дневник заполнить или тетрадку подписать, не понимая, что оказывают тем самым медвежью услугу. Есть и такие активные папы и мамы, что, разбирая непонятное для ребенка упражнение, нервничают, да так, что слышно даже соседям. Как следствие — школьник, боясь расстроить родителей, в следующий раз не задаст вопрос или вовсе перестанет к чему-либо стремиться.
Требуя высоких результатов в учебе от ребенка, родитель должен сначала спросить у себя: все ли он сам сделал, чтобы сын или дочь достигли успеха?  
Важно не отстраняться от общения с учителем. Только не высказывать критику, а предлагать идеи совместной работы, не требовать наивысших оценок, а спрашивать, над чем еще стоит поработать ученику, чтобы повысить качество знаний. Вот вчера по совету учителя английского вырезали из картона карточки с новыми словами, развесили их на тех предметах, которые эти слова обозначают. Так легче пополнять лексический запас. Сегодня по заданию учительницы предмета «Человек и мир» сделаем вместе с сыном модель Млечного Пути. А в выходные обязательно сходим семьей в лес, чтобы занести свои наблюдения в фенологический календарь природы. Главное, все успеть. Ведь в школе жизни тех, кто опоздал, на повторный курс не оставляют.

pisma@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter