Оценки за полугодие

В правительстве подвели промежуточные итоги социально-экономического развития страны. Положительных баллов заслужили не все отрасли и предприятия

“Белорусский товар вполне конкурентоспособен на мировых рынках по показателям “цена — технические характеристики — надежность”. Но нам нужно быть более активными, настырными, обязательными, искать, а не ждать, что кто-то даст финансовые источники для реализации амбициозных проектов”, — эти слова первого вице-премьера Владимира Семашко как нельзя лучше характеризуют состояние дел в отечественной экономике.
Вроде бы все работают, где-то даже прибавляют, да и общие макроэкономические показатели в Беларуси получше, чем, например, в соседних России, Украине или Латвии. Однако должный эффект от этого получается не всегда. И дело тут не только в негативных проявлениях мирового кризиса. Как было отмечено вчера на заседании Совета Министров по итогам полугодия, многое упирается в нерасторопность и безответственность некоторых чиновников, руководителей предприятий, концернов и отраслей.
Тональность обстоятельному анализу проблем задал председатель Национального статистического комитета Владимир Зиновский. По его словам, валовой внутренний продукт в январе—июне 2009 года составил 60,6 триллиона рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,2 процента. Из-за отставания Министерства промышленности, концернов “Беллесбумпром”, “Беллегпром”, Министерства архитектуры и строительства несколько снизилось производство промышленной продукции, зато прибавили в сельском хозяйстве. Цены на потребительские товары в июне по сравнению с маем возросли на 0,4 процента, в целом за полугодие инфляция составила 7,3 процента.
Вместе с тем сохраняют свою остроту две главные проблемы. На 1 июля на складах промышленных предприятий скопилось запасов готовой продукции на 7,4 триллиона рублей. Причем на отдельных предприятиях складские запасы превышают среднемесячный объем производства в полтора-два раза. В качестве примера на заседании Совмина приводилась ситуация на ОАО “Белшина”. Вследствие однобокой ориентации на рынок СНГ, задержки с освоением производства шин для вторичного рынка легковых автомобилей, конструкторских и технологических просчетов запасы готовой продукции здесь достигли эквивалента двухмесячного объема производства.
Кроме того, сегодня в стране производится товаров больше, чем продается на внешних рынках. В итоге растет отрицательное сальдо внешней торговли, которое на сегодня составляет уже почти четыре миллиарда долларов.
Все это недопоступление средств в бюджет, который в этом году, напомним, сохранил свою социальную направленность. На здравоохранение, образование, социальную политику, жилищное строительство с учетом субсидий на услуги ЖКХ и транспорта предусмотрено около 60 процентов от всех расходов.
Топор под лавкой
Однако Владимир Семашко обратил внимание и на другую тенденцию. По его словам, в стране прекратилось падение объемов промышленного производства и наступила стабилизация. Первый вице-премьер сообщил, что в Венесуэле начато строительство сборочных производств мощностью 10 тысяч тракторов и 5 тысяч автомобилей в год.
По его мнению, этот пример должен многому научить белорусских промышленников, которые с неохотой и даже скандалами воспринимали эти проекты. “А теперь, как топор под лавкой, открыли для себя этот рынок, — добавил Владимир Семашко. — Уже в нынешнем году МТЗ продал на венесуэльском рынке 1042 трактора, близки к окончанию переговоры по продаже в ближайшее время еще 2 тысяч машин”. Всего предприятиям Минпрома необходимо создать в ближайшее время минимум 32 сборочных производства за рубежом. В правительстве считают, что объем промышленного производства с 96,4 процента по итогам первого полугодия должен вырасти до 99 — 100 процентов за 2009 год при снижении складских запасов с 94,6 до 75 процентов.
Но помощник Президента Беларуси Сергей Ткачев посчитал эти  прогнозы слишком оптимистичными. “На чем строится ваш оптимизм, если сейчас предприятия до 90 процентов зарплаты выплачивают за счет кредитов?” — обратился он к первому вице-премьеру.
“На том, что большинство предприятий сегодня пришло в равновесное состояние, и вся выпущенная в течение месяца продукция реализуется, хотя еще в начале года четверть всего произведенного отправлялось на склад”, — заметил Владимир Семашко. Что касается кредитования для выплаты зарплаты, то предприятия, по его словам, вынуждены прибегать к этому из-за недостатка оборотных средств. Но все кредиты, за редким исключением, выплачиваются вовремя.  
Чтобы улучшить макроэкономические условия деятельности субъектов хозяйствования, Владимир Семашко предложил до конца августа решить ряд задач. В частности, уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, отказавшись от оборотных и некоторых видов местных налогов, защитить внутренний рынок потребительских товаров, наполовину снизить ставки по банковским кредитам для экспортно-ориентированных валообразующих предприятий, а также создать необходимые льготные условия для малого и среднего бизнеса по продвижению белорусских товаров на рынки СНГ и дальнего зарубежья.
Локомотив экономики
Еще один насущный вопрос повестки дня — темпы жилищного строительства. Пока они отстают от намеченных планов. Ни один регион не справился с повышенным заданием, а в Минске, констатировал вице-премьер Виктор Буря, “провал программы жилищного строительства”. Все это  вызвало жесткую критику премьер-министра Сергея Сидорского. “Графики сорваны. Мы дали все: деньги, краны, материалы, есть персонал. Где работа в три смены? Не хотят, значит, надо заставить”, — потребовал глава правительства. Он также обратил внимание профильного министерства на необходимость максимально использовать сезонный фактор для разгрузки складов. “Стройматериалы надо продавать на каждом углу: с машин продавать, завозить во дворы тем, кто строит, выдавать кредиты, активно выделять участки для строительства. Только тогда все разберут со складов и принесут деньги в банки”, — уверен премьер.
Указав на неудовлетворительные объемы внешней торговли, Сергей Сидорский отметил, что в следующем году экспорт строительных услуг должен составить не менее полумиллиарда долларов.
Столь повышенные требования продиктованы временем. В любом государстве, тем более в условиях кризиса, строительство жилья, дорог, объектов социальной инфраструктуры выступает локомотивом экономики, который должен тянуть все отрасли. И искусственно тормозить ход этого локомотива по меньшей мере нелогично.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter