Оценка по справедливости

Что думают педагоги о 5-балльной и 10-балльной системе оценки

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА.

По пятибалльной или десятибалльной шкале оценивать знания школьника? Во время рабочего совещания у Президента по вопросам развития системы образования эту тему предложено вынести на общественное обсуждение. Дискуссия набирает обороты. Одни родители и учителя только «за», ведь с момента перехода на 10–балльную в начале 2000–х многие продолжают мысленно соотносить семерку с 4+, а девятку — с 5. Другие же, в том числе школьники, которые о шкале от одного до пяти слышали лишь от родителей, пока в раздумьях. А учителям было бы работать проще? Отметки в дневниках стали бы более объективными? Что думают опытные педагоги и родители?


Александр Фельдман, заслуженный учитель, преподаватель математики минской средней школы № 19:


— С тех пор как мы перешли на профильное обучение, 10–балльная система должна быть пересмотрена. Требования, которые расписаны для каждого балла, для профильного класса не всегда уместны. В то же время, на мой взгляд, 10–балльная система хуже, чем, скажем, 100–балльная. Шестерка или семерка? Семерка или восьмерка? Часто учитель это решает интуитивно. Вряд ли надо возвращаться и к пятибалльной системе, хотя она до сих пор благополучно работает в России. Может, лучше вовсе оценивать знания в процентах? Например, я оцениваю письменные работы учеников так, чтобы в сумме было 25 баллов, которые принимаю за 100%. Отдельно по алгебре, отдельно по геометрии. В итоге ученик за год получает отметку, на которую в равной степени влияют оба эти раздела математики. И в основном результат совпадает с тем, который ученики показывают на ЦТ.

Виктор Пшиков, директор минской гимназии № 29:


— Первое время у педагогов были сложности с 10–балльной системой, но, можно сказать, мы снова вернулись к условной пятибалльной, ведь зачастую предлагается узкий диапазон отметок — от шести до десяти. По моему мнению, 10–балльная система должна быть, но нам нужны более контрастные требования между баллами. Сейчас же очень низкие требования к 1 — 2 баллам, где фактически нет оценки знаний, только действий. При этом семерка в одних школах не соответствует критериям семерки в других. Отсюда еще одна неприятная тенденция: в 10 — 11–х классах дети уходят из гимназий в обычные школы, чтобы повысить перед поступлением балл аттестата.

Любовь Гертман, мама четвероклассника:


— Даже мой сын, будучи в третьем классе, разъяснял свои оценки в переводе на 5–балльную систему. А когда я была студенткой педуниверситета, на занятиях рассуждала с Николаем Степановичем Феськовым (нынешний директор РИКЗ), что 10–балльная — это хорошо и дает больше дифференциации... По большому счету, дело не в системе оценок, а в знаниях и информации. Дети не понимают, что оценка — это не абстрактная цифра, а показатель, что упущено в знаниях, то есть это направление действий. Поэтому, по–моему, переход с одной системы на другую — пустая трата времени. Как говорится, стерпится — слюбится.

Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики средней школы № 10, г. Жлобин:


— Я не раз говорил и писал на педагогических форумах, что введение 10–балльной системы оценки знаний было изначально ошибочным. Во–первых, для того чтобы оценить знания ученика, теперь вместо пяти критериев учителю нужно использовать десять. Поэтому каждый опрос превращается в экзамен. Во–вторых, если опрашивать на уроке сразу несколько учеников, что происходит очень часто, учителю всю эту «математику» ответов нужно держать в голове, и здесь легко запутаться. В–третьих, в связи с насыщенной программой такой затяжной опрос по десяти критериям (если соблюдать все правила!) приводит к тому, что у учителя не хватает времени на изложение или закрепление материала и учащимся приходится все додумывать самостоятельно. В–четвертых, я согласен с вице–премьером Василием Жарко, «соседние» отметки получаются чисто субъективными, и учитель, поставив ученику 6, 7 или 8, будет всегда прав, а ученику труднее доказать свою правоту.

фото  ВиталиЯ  ПивоварЧика.


Николай Моторин, учитель трудового обучения и черчения минской гимназии № 18:


— Я считаю, 10–балльная система хороша, но лишь при том условии, когда единица, двойка и тройка будут считаться отрицательными отметками. Тогда дети будут стараться учиться, как это было в советской школе. Получил «кол» — знаешь, что это никуда не годится и тебя могут оставить на второй год. Сейчас же можно ничего не сказать, а оценку получить, и вроде как успевает ученик, его переводят в следующий класс. Я у своих внуков и учеников спрашивал, они тоже отвечают, что пятибалльная лучше, хоть и не учились по ней. Почему? В отличие от 10–балльной не делает всех равными. Но и я за 5–балльную систему только в том случае, если она будет функционировать по принципу: единица и двойка — величины отрицательные. Когда на троечку уже тоже нужно постараться ответить.

Алексей Василевский, репетитор по математике и физике:


— На мой взгляд, «десятибаллку» надо убрать хотя бы потому, что она не работает. Например, на шестерку надо полностью воспроизвести весь материал с незначительными ошибками. Много учеников знают всю теорию? Думаю, и мне было бы проще работать по «пятибаллке». Во–первых, я сам учился по такой системе 10 лет в школе и 5 лет в вузе, она более привычна. Во–вторых, критерии оценивания по десятибалльной шкале намного сложнее, чем по пятибалльной.

pasiyak@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
АЮВ
Что думают педагоги? Да ничего они не думают. Как прикажут, так и будет. За них уже всё подумали. Их дело исполнять очередное новшество. Скажут, завтра, оценки не ставить. Это, дескать, унижает сопливую личность. Не будут ставить. Нельзя травмировать ребетёнка. Моё мнение: раз чадолюбивые родители не справляются. Заняты материальным. Розги в школе - самое то. И ведь это было, было, было...В благословенной Англии и сейчас ещё используются.  
Сафонов Анатолий
Так, наверное, более "наглядно" через что проходят дети и учитель на уроке: одни - чтобы оценить, другие - чтобы получить отметку?! Не слишком ли много критериев? А урок-то не бесконечный!!! Пять-шесть человек опросишь по этим "критериям" и урок закончен, а нам учителям в связи с высокой плотностью материала приходится еще: изложить материал, осмыслить его и закрепить путем упражнений по применению знаний на практике... почти каждый урок, ибо количество часов по математике сократили почти на треть!!! Было 5-6 уроков в неделю (при советской школе), а сейчас 4-5 часов в неделю. Спасибо, что новый министр образования добавил 1 час в 7-м классе, а надо было еще добавлять (хотя бы) и в 8-м и 9-м. Там вообще завал. У нас любят апробировать учебники и программы на гимназиях, где дети отобраны и на один час математики больше!? А что творится в обычных школах и где на 1 час меньше?!  Согласен с Фельдманом, что для тестирования, для конкурсов и олимпиад - нужна 100-балльная система оценки знаний, а в школе - она должна быть проще и меньше критериев. Помнится, что учителя, в 2002 году в большинстве были против 10 баллов и просили просто "узаконить" 1 и 2, так как эти отметки редко выставлялись за четверть...  Да сама 10-балльная система звучит как-то странно,  разбита на 5 уровней.... Без слов. Жарко прав....  

                 Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “Математика”

     Планируемые результаты обучения в  предметно-деятельностной форме определены учебными программами в  соответствии с требованиями Образовательного стандарта общего среднего  образования учебного предмета “Математика” к уровню подготовки учащихся.
     Поурочный контроль осуществляется в устной и письменной формах или в  их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального,  группового, фронтального) с использованием контрольных вопросов и  заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях  и дидактических материалах, математических диктантов, собеседования,  самостоятельных работ и других методов и средств контроля, которые  определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся в целях  получения объективной информации о качестве учебно-познавательной  деятельности учащихся и их учебных достижениях.
     Тематический контроль осуществляется посредством проведения  самостоятельных и контрольных работ, других методов и средств контроля,  которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся  в целях получения объективной информации о качестве  учебно-познавательной деятельности учащихся и их учебных
достижениях.     Устанавливаются следующие показатели оценки результатов  учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с  использованием десятибалльной шкалы:

Баллы

Показатели оценки

1
(один)Узнавание отдельных объектов  изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде  (узнавание математических объектов, их свойств, признаков,  математических формул, действий, правил, утверждений, моделей,  составленных по условию задачи, других элементов математического знания,  а также узнавание
отдельных математических объектов в окружающей действительности)
2
(два)Различение объектов изучения  программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, и  осуществление соответствующих практических действий (различение  математических объектов, их свойств, признаков, математических формул,  действий, правил, утверждений, моделей, составленных по условию задачи,  других элементов математического знания и выделение заданных объектов  изучения среди предъявленных и в окружающей действительности)
3
(три)Воспроизведение части  программного учебного материала по памяти (описание математических  объектов, перечисление их свойств и признаков; использование  инструментов для измерения геометрических величин; выполнение заданий по  образцу в одно-два действия)
4
(четыре)Воспроизведение большей  части учебного материала по памяти (формулирование в устной или  письменной форме свойств и признаков математических объектов, правил,  утверждений, выделение при сравнении математических объектов общих и  отличительных признаков без их объяснения; использование инструментов  для проведения основных геометрических построений; выполнение заданий по  образцу)
5
(пять)Осознанное воспроизведение  значительной части программного учебного материала (описание  математических объектов и связей между ними без их обоснования или  доказательства, иллюстрация примерами окружающей действительности;  решение типовых задач по заданному образцу)
6
(шесть)Осознанное воспроизведение в полном  объёме программного учебного материала (описание математических объектов  и связей между ними с элементами обоснования или доказательства;  решение типовых задач по известному алгоритму, проверка результатов  решения задач с использованием изученных методов)
7
(семь)Владение программным учебным  материалом в знакомой ситуации (обоснование и доказательство  математических утверждений при описании математических объектов с учётом  внутрипредметных связей; решение типовых задач с использованием  нескольких алгоритмов)
8
(восемь)Владение и оперирование  программным учебным материалом в знакомой ситуации (развёрнутое описание  математических объектов, раскрытие сущности математических понятий,  правил, утверждений, доказательство математических утверждений,  формулирование выводов, подтверждение примерами использования учебного  материала в практической деятельности человека; самостоятельное решение  типовых задач с полным их обоснованием)
9
(девять)Оперирование программным  учебным материалом в частично изменённой ситуации (уверенное владение и  оперирование учебным материалом для выполнения учебных заданий с  использованием различных способов, приёмов, методов и учётом  внутрипредметных и межпредметных связей)
10
(десять)Свободное оперирование  программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой  ситуации (владение приёмами математического моделирования;  самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию  математических объектов; нахождение рациональных способов решения задач,  решение творческих
задач)  
   
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается  характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.    К  категории существенных относятся ошибки, свидетельствующие о том, что  учащийся не знает формул, не усвоил математические понятия, правила,  утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и  решению задач.     К категории несущественных относятся отдельные  ошибки вычислительного характера, погрешности в формулировке вопросов,  определений, математических утверждений, небрежное выполнение
записей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, таблиц, а также  грамматические ошибки в написании математических терминов.      Контрольная работа, самостоятельная работа, которые проводятся в рамках  тематического контроля, должны включать по одному или по два задания в  соответствии с показателями оценки результатов учебной деятельности  учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной  шкалы, установленными
настоящими Нормами оценки результатов учебной деятельности.     Отметка  за выполнение самостоятельных работ, которые проводятся в рамках  тематического контроля, контрольных работ выставляется с применением  следующих шкал: шкалы, определяющей максимальное количество баллов за  каждое задание (шкалы 1, 3) и шкалы перевода суммарного количества  баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы (шкалы  2, 4), в отметки по десятибалльной системе. Шкала 3     Шкала 4 Шкала,  определяющая максимальное количество баллов за каждое
задание, если самостоятельная или контрольная работа содержит 10 заданий  Шкала перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за  выполнение самостоятельной или контрольной работы, которая содержит 10  заданий        Задание считается невыполненным, если в нём допущена  существенная ошибка.     Количество баллов за выполнение задания  снижается не менее чем на 10 процентов, если в нём допущена  несущественная ошибка.
     Структура и механизм оценивания самостоятельных работ, которые  проводятся в рамках поурочного контроля, определяются педагогом в  соответствии с показателями оценки результатов учебной деятельности  учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной  шкалы, установленными настоящими Нормами оценки результатов учебной  деятельности.     Отметка за выполнение экзаменационных работ за период  обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования  выставляется с применением шкал 2 и 4.
АЮВ
Что думают педагоги? Да ничего они не думают. Как прикажут, так и будет. За них уже всё подумали. Их дело исполнять очередное новшество. Скажут, завтра, оценки не ставить. Это, дескать, унижает сопливую личность. Не будут ставить. Нельзя травмировать ребетёнка. Моё мнение: раз чадолюбивые родители не справляются. Заняты материальным. Розги в школе - самое то. И ведь это было, было, было...В благословенной Англии и сейчас ещё используются.  
Айболит, 67
Вспомнилось. На бутылочной крышечке убрали козырек в целях экономии металла, За который, было, потянешь, бутылка и открывается.
Народ начал жалобы строчить. Прямо в ЦК. Доложили Генеральному. Тот подошел к буфету, достал бутылку. Открутил пробку. Налил. Опрокинул. Крякнул и изрек задумчиво - И зачем им козырек на пробке?
Макаренко Александр Григорьевич
Высказывания о пагубных последствиях от введения 10-балльной оценки были в публикациях Советской Белоруссии ("О будущем общеобразовательной школы" - 16.01.2014, "Стержень для школы" - 28.04.2015, "Субъективные суждения Макаренко" - 07.06.2016). А в начале этого года уже в другом издании приводилось обобщающее заключение по поводу этого вывиха наших реформаторов: "ТАК В 2002 ГОДУ БЫЛО ЗАПУЩЕНО РЕЗКОЕ РАЗРУШЕНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ. БЫЛИ ВЫБИТЫ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АНАЛИЗА, ПОСЕЯН ХАОС В ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ, УСУГУБИЛАСЬ И БЕЗ ТОГО ТУПИКОВАЯ ПРОБЛЕМА В НАПИСАНИИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КНИГОИЗДАНИЯ В ЦЕЛОМ. И С ЭТОГО МОМЕНТА В ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ МЫ ЗАСТОПОРИЛИСЬ НА УРОВНЕ ПЕЧАЛЬНОГО НАЧАЛА РЕФОРМЫ 1998 ГОДА".
Чтобы убедиться в справедливости данных выводов, надо лишь познакомиться с замыслами наших авторов  введенного варианта 10-балльной системы, посмотреть их мифические предложения по  внедрению этого инородного тела (из другой парадигмы построения системы - личностно ориентированного обучения) в нашу уже изрядно потрепанную традиционную систему. А еще убедительнее - попробовать подготовить и провести хотя бы один урок в требованиях личностно ориентированного обучения.
И в заключение своего комментария должен заметить и подчеркнуть: сейчас все СМИ бросились на обсуждение темы возврата к 5-балльной системы и совсем отвлеклись от рассмотрения надвигающейся "ядерной зимы" для нашей школы, которая начнется совсем скоро после "единодушного одобрения" делегатами августовского педсовета предметных программ и учебников, рождающихся быстрее кроликов. Но как остановить эту реально угрожающую катастрофу!?!?!? Как остановить!?!?!?
АЮВ
А зачем мой комментарий, за одним временем, размещать дважды? Что? Массовость обсуждения обеспечиваете? Дескать, один АЮВ высказался аж! 15 раз. Переживает. Не равнодушный человек, однако. Разрешаю разместить ещё 13 раз. Дерзайте.  
Андрей Бекиш
Я думаю, что эта тема только уводит от обсуждения настоящих проблем. На фоне фантасмагоричных решений переписать за лето программы и учебники, униженного состояния сферы образования.

Но если уж и заниматься обсуждением этой мелочи, то вполне возможно, что здесь нет вообще правильного ответа. Кому-то (где-то) лучше одна система, при других обстоятельствах иная.

Работаю в ВУЗе.  Итоговая оценка есть (не вдаваясь в подробности) есть среднее от оценок по письменным контрольным и экзамену. Причем эти письменные работы составляются в 100-балльной шкале. Потом просто перевожу в 10-балльную шкалу, ставя в соответствие оценке пять, к примеру, диапазон 45-54 балла. Все. Будет пятибалльная шкала - будет другой диапазон.

ТОВАРИЩИ! Были бы знания! А оценить мы их как-нибудь оценим. Знания только были бы!
Макаренко Александр Григорьевич
 

Категорически нельзя согласиться, что система оценки - это мелочь!!! Для высшей школы данный конструкт системы имеет много меньшее значение, чем для школьной, хотя и для вузов - далеко не мелочь. Но должен согласиться с тем, что в преддверии Республиканского педсовета мы ослепились «как бы одной мелочью» и совсем не говорим о самой жгучей сегодня проблеме предметных программ и учебников, создаваемых на самых дикообразных подходах… Возможно, получится поговорить… А поскольку в данном обсуждении речь о системе оценки, я позволю дополнить свое категорическое возражение по поводу «мелочи» своим комментарием, написанным к другой статье по данной теме («Стоит ли отказываться от 10-балльной системы» - СБ от 16.08.2017):

 

«Вынесен на всеобщее обсуждение очень сложный вопрос построения и функционирования системы школьного обучения – один из самых значимых ее структурообразующих и самых индикаторных (чувствительных), сигнализирующих о ее недостатках, ошибках, неуклюжих разворотах и т.п. Для опытного педагога правильная система оценки понимается и принимается - «живет внутри его педагогической конституции». В его педагогической практике оценивание и отметка являются таким же естественным и «незаметным», как дыхание здорового человека в неотравленной атмосфере. Нарушается эта естественность множеством факторов, особенно в периоды реформаторских потрясений, проводимых «при помощи молотка и зубила» и наукообразной нецензурщины реформаторов, которая нам была подброшена в виде 10-балльной системы. И понимать это можно с вполне определенными (воспользуюсь терминологией комментария Сергея от 16.08, 18:46) «тараканами» в голове. А без правильных «тараканов» в голове, здесь я соглашусь с Сергеем (как у главных персонажей его сюжета), нечего делать в педагогике».

 
Андрей Бекиш
Желательно думать было перед введением новой системы оценок. А сейчас - кому-то нравится, иным - нет. И как общую рекомендацию - безотносительно обсуждаемого вопроса - дал бы: лучше ничего не делать. Сидите там и ничего не делайте! А еще лучше ...

По существу. Работая в университете, мне бы не хотелось уравнивать, ставя "отлично", и тем, чей результат 97 из 100, и 78 из 100. Это разные люди.

С другой стороны, в школе, в младших классах, если это не гимназия и т.п. - зачем эти девятки и десятки. Можно систему оценок и попроще.
Андрей Бекиш
АЮВ, Я так понимаю, что сверху дублируется самый популярный комментарий.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?