Что думают педагоги о 5-балльной и 10-балльной системе оценки

Оценка по справедливости

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА.

По пятибалльной или десятибалльной шкале оценивать знания школьника? Во время рабочего совещания у Президента по вопросам развития системы образования эту тему предложено вынести на общественное обсуждение. Дискуссия набирает обороты. Одни родители и учителя только «за», ведь с момента перехода на 10–балльную в начале 2000–х многие продолжают мысленно соотносить семерку с 4+, а девятку — с 5. Другие же, в том числе школьники, которые о шкале от одного до пяти слышали лишь от родителей, пока в раздумьях. А учителям было бы работать проще? Отметки в дневниках стали бы более объективными? Что думают опытные педагоги и родители?


Александр Фельдман, заслуженный учитель, преподаватель математики минской средней школы № 19:


— С тех пор как мы перешли на профильное обучение, 10–балльная система должна быть пересмотрена. Требования, которые расписаны для каждого балла, для профильного класса не всегда уместны. В то же время, на мой взгляд, 10–балльная система хуже, чем, скажем, 100–балльная. Шестерка или семерка? Семерка или восьмерка? Часто учитель это решает интуитивно. Вряд ли надо возвращаться и к пятибалльной системе, хотя она до сих пор благополучно работает в России. Может, лучше вовсе оценивать знания в процентах? Например, я оцениваю письменные работы учеников так, чтобы в сумме было 25 баллов, которые принимаю за 100%. Отдельно по алгебре, отдельно по геометрии. В итоге ученик за год получает отметку, на которую в равной степени влияют оба эти раздела математики. И в основном результат совпадает с тем, который ученики показывают на ЦТ.

Виктор Пшиков, директор минской гимназии № 29:


— Первое время у педагогов были сложности с 10–балльной системой, но, можно сказать, мы снова вернулись к условной пятибалльной, ведь зачастую предлагается узкий диапазон отметок — от шести до десяти. По моему мнению, 10–балльная система должна быть, но нам нужны более контрастные требования между баллами. Сейчас же очень низкие требования к 1 — 2 баллам, где фактически нет оценки знаний, только действий. При этом семерка в одних школах не соответствует критериям семерки в других. Отсюда еще одна неприятная тенденция: в 10 — 11–х классах дети уходят из гимназий в обычные школы, чтобы повысить перед поступлением балл аттестата.

Любовь Гертман, мама четвероклассника:


— Даже мой сын, будучи в третьем классе, разъяснял свои оценки в переводе на 5–балльную систему. А когда я была студенткой педуниверситета, на занятиях рассуждала с Николаем Степановичем Феськовым (нынешний директор РИКЗ), что 10–балльная — это хорошо и дает больше дифференциации... По большому счету, дело не в системе оценок, а в знаниях и информации. Дети не понимают, что оценка — это не абстрактная цифра, а показатель, что упущено в знаниях, то есть это направление действий. Поэтому, по–моему, переход с одной системы на другую — пустая трата времени. Как говорится, стерпится — слюбится.

Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики средней школы № 10, г. Жлобин:


— Я не раз говорил и писал на педагогических форумах, что введение 10–балльной системы оценки знаний было изначально ошибочным. Во–первых, для того чтобы оценить знания ученика, теперь вместо пяти критериев учителю нужно использовать десять. Поэтому каждый опрос превращается в экзамен. Во–вторых, если опрашивать на уроке сразу несколько учеников, что происходит очень часто, учителю всю эту «математику» ответов нужно держать в голове, и здесь легко запутаться. В–третьих, в связи с насыщенной программой такой затяжной опрос по десяти критериям (если соблюдать все правила!) приводит к тому, что у учителя не хватает времени на изложение или закрепление материала и учащимся приходится все додумывать самостоятельно. В–четвертых, я согласен с вице–премьером Василием Жарко, «соседние» отметки получаются чисто субъективными, и учитель, поставив ученику 6, 7 или 8, будет всегда прав, а ученику труднее доказать свою правоту.

фото  ВиталиЯ  ПивоварЧика.


Николай Моторин, учитель трудового обучения и черчения минской гимназии № 18:


— Я считаю, 10–балльная система хороша, но лишь при том условии, когда единица, двойка и тройка будут считаться отрицательными отметками. Тогда дети будут стараться учиться, как это было в советской школе. Получил «кол» — знаешь, что это никуда не годится и тебя могут оставить на второй год. Сейчас же можно ничего не сказать, а оценку получить, и вроде как успевает ученик, его переводят в следующий класс. Я у своих внуков и учеников спрашивал, они тоже отвечают, что пятибалльная лучше, хоть и не учились по ней. Почему? В отличие от 10–балльной не делает всех равными. Но и я за 5–балльную систему только в том случае, если она будет функционировать по принципу: единица и двойка — величины отрицательные. Когда на троечку уже тоже нужно постараться ответить.

Алексей Василевский, репетитор по математике и физике:


— На мой взгляд, «десятибаллку» надо убрать хотя бы потому, что она не работает. Например, на шестерку надо полностью воспроизвести весь материал с незначительными ошибками. Много учеников знают всю теорию? Думаю, и мне было бы проще работать по «пятибаллке». Во–первых, я сам учился по такой системе 10 лет в школе и 5 лет в вузе, она более привычна. Во–вторых, критерии оценивания по десятибалльной шкале намного сложнее, чем по пятибалльной.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter