Крахмальный завод в Швеции построен специально под белорусские сорта картофеля

Отсель помочь мы сможем шведу

КОГДА-ТО белорусскую бульбу целыми эшелонами отгружали во все уголки необъятной страны. Сегодня нет того потока. Но вкус нашего второго хлеба не забыт. Его с удовольствием и наравне с пшеничным и ржаным включают в меню даже жители Сахалина. Именно там ширятся плантации картофеля белорусских сортов. И получают отменный урожай – свыше 350 центнеров с гектара. Техника и технология возделывания тоже наши.

Фото БелТА

Потребителю и на бытовом, и на производственном уровнях уже мало просто картошки. Каждому нужна своя, с определенными свойствами,  формой клубней,  цветом кожуры и ароматом мякоти.  Можем ли мы сполна удовлетворить эти запросы? Адресуем вопрос генеральному директору РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по картофелеводству и  овощеводству» кандидату сельхознаук Сергею Турко:

– А РАЗВЕ есть сомнения? Сегодня мы предлагаем сорта любого назначения. Традиционный гарнирный, для приготовления фри, салатный, разваристый и не очень, с большим содержанием крахмала и меньшим. Один из самых  востребованных сортов – «бриз». Он и на Сахалине о себе заявил наилучшим образом.

Репутация  «бриза» очень высока. Он  популярен и на родине, и в Украине, Молдове, других постсоветских странах, даже Китае. Но не сортом единым завоевали признание и авторитет  создатели белорусского картофеля. В Госреестре 45 сортов отечественной селекции.

— Иногда приходится слышать, что зарубежные, особенно голландские и немецкие, сорта ох как хороши,  — размышляет  Виктор Ловчий. В свое время он работал агрономом-семеноводом в эксбазе «Зазерье» Пуховичского района, сейчас продолжает это дело в НПЦ. —  Начну убеждать в обратном – защищаешь честь мундира. Тогда ссылаюсь на авторитетное мнение коллег из Англии и Франции. Они были прикомандированы к нам в хозяйство консультантами. И сделали заключение: вы ничуть не отстаете от западных коллег. А такие сорта, как «орбита», «ласунак», сделали бы честь любому научному заведению мира.

Кстати, наши ученые-картофелеводы избегают сравнения отечественных сортов с иностранными по принципу «лучший-худший», считая его ненаучным, неэтичным и даже недипломатичным. Сорт создается с заранее намеченными признаками к конкретным условиям возделывания и  адаптируется к ним.

— Да «голландец», допустим, может и у нас дать хороший урожай, но он быстро вырождается, и нашему в подметки не годится. Ведь он создан под определенную технологию, даже технику выращивания, — замечает селекционер, заместитель гендиректора НПЦ  по науке  Вадим Маханько. —  Чтобы получить близкую к идеальной  новую форму, надо проделать пять миллионов комбинаций! Практически у нас получается 100 тысяч. Но и они позволяют создавать новый сорт с запрограммированными параметрами. Сколько на него уходит  времени? Лет 10—12. Можно ли «поджать» их?  В определенной степени – да. К этому и готовили лабораторный корпус. Цель – сокращение сроков и получение здорового, свободного от вирусов материала. Стерильность надежно защитит от всяческой напасти.

ТО, что наши селекционеры  работают на мировом уровне, подтверждает интересный факт: в Швеции построили крахмальный завод под… белорусский картофель. Он выдержал жесткую конкуренцию с другими претендентами. Производители продукта отдали  предпочтение нашей  бульбе за высокое качество, взяли патент на сорта «максимум» и «здабытак» (из-за трудностей перевода он фигурирует там как «магнат»). По содержанию в сырье нужного для промпереработки компонента равных им не нашлось.

А что в приоритете у отечественных производителей? Безусловно, отечественные сорта  доминируют — 75—80 процентов  площадей засаживаются ими. Новые сорта имеют потенциальные возможности урожайности не менее 600 центнеров на круг.

РУП «Толочинский консервный завод», входящий в систему НПЦ, как раз и доказывает заявленную неоспоримость  своих сортов в массовом производстве. Здесь стабильно получают по 500 центнеров с гектара.   Есть в севообороте и  иностранные сорта, но это прихоть заказчиков из Москвы и Санкт-Петербурга.

Весомый урожай выращивают в СПК «Снов» Несвижского района — более 660 центнеров на круг, ОАО «Гастелловское» Минского – 550, СПК «Ляховичский» — 440 центнеров.

КАРТОФЕЛЬ занимает в республике около 54 тысяч гектаров. В 1990 году было 72 тысячи гектаров. Но сборы его не уменьшились благодаря  сортосмене и сортообновлению. Продуктивность гектара возросла до 205 центнеров, нынче будет не менее 215. Это позволяет стране сохранять 8-е место в мире по валовому производству картофеля и 1-е – на душу населения.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter