Отрывной талон...

Как добиться его выдачи от продавца на рынке

Недавно мы с детьми решили сделать шопинг на мини-рынке в столичном микрорайоне Уручье-3 (перекресток улиц Никифорова и Стариновской). Девчонки, как обычно, сбежали от меня и сами бродили по рядам, а я направилась в продуктовый павильон. При этом они отлично знали мамино условие: если купят что-нибудь серьезное, должны представить мне письменное подтверждение покупки, которое мы будем хранить на случай проблем с качеством товара. В произвольной форме, поскольку на этих рядах нет кассовых аппаратов.
Встречаемся в условленное время, моя 16-летняя дочь несет в пакете босоножки. Вроде неплохие, 49 тысяч рублей.
— А где, доченька, бумажка?
— А мне не дали. Продавец сказала: если ты требуешь от меня документ, то лучше у меня ничего не покупай. Такую ходовую обувь у меня возьмут с закрытыми глазами. А мне, мама, очень понравились эти босоножки — я больше нигде таких не видела...
У продавцов на нашем рынке это не случайность, а система. Сколько раз я слышала от них эту фразу: идите, дескать, вы отсюда, если вам нужен от меня гарантийный талон (правильное его название — отрывной талон). Хотите купить и дешево, и с гарантией.
Да, хочу, как же без гарантии? Что значит “дешево” и “дорого”? Таких терминов в потребительском законе нет: 49 тысяч рублей для кого-то, может, дешево, а для меня — отнюдь. Если же имеется в виду нарушение законов этики, то их нарушают как раз предприниматели: хотят оказывать услуги, получая прибыль, но ни за что не отвечать.
Между тем никогда не угадаешь, какая неприятность может ожидать тебя уже через пять минут после покупки новой вещи. В моей практике десятки всяческих “проколов”... Брючки для ребенка из ткани “искусственная кожа”, в которых моментально “слез” верхний слой в области колен; развалившиеся после первого дождя ботинки, поскольку между стелькой и подошвой вставили картон; погасшее ночное бра, не подлежащее ремонту в принципе; надувной матрац с невыносимым запахом и многое-многое другое...
Случай с босоножками на рынке стал для меня последней каплей, и я направилась в административный павильон. В это время из него выходила женщина.
— Вы, может, контролер? — подсказала мне интуиция.
— Да, — ответила она.
— Как вас зовут?
Она назвала имя-отчество.
— Простите, но я хотела бы узнать еще вашу фамилию...
— Зачем вам фамилия? Если вам нужна фамилия, то идите к администратору. Я не работаю. Хотела вам помочь, как человеку, а вы...
Вторая женщина в административном помещении тоже оказалась без опознавательных знаков, то есть без бэйджа и фирменной одежды.
— Извините, но почему вы без нагрудного знака, как того требуют правила торговли? Мне нужно решать с вами вопрос, а я даже не знаю, кто вы...
— Наталья Георгиевна.
— А фамилия?
— Антонович, — выдавила из себя моя визави. Выражение ее лица побудило меня вспомнить, что это частный рынок, и правила торговли здесь вызывают раздражение... Возле него, кстати, не осталось уже ни одной бесплатной парковки, как требует Мингорисполком.
И вот в присутствии администратора, которая мной крайне недовольна, но сдерживает себя, я прошу у продавца выдать моей дочери отрывной талон на босоножки.
— А, это та девушка... — честно признается продавец. — Я же ей сказала: пусть лучше у меня ничего не покупает. — Но, глядя на суровое лицо администратора, все же достала стопку квитанций и покорно стала заполнять. Поскольку делала это она крайне неуверенно, я стала ей подсказывать:
— Ряд, место, ваша фамилия, подпись...
— Ряд? И где вам записать этот ряд?
Было впечатление, что продавец заполняет отрывной талон впервые в жизни.
И вдруг я осознаю, что я-то точно впервые получу его на руки, хотя делаю покупки на этом рынке уже много лет и у меня должно быть уже сотни отрывных талонов. Но если раньше, без администратора, продавцы и соглашались мне что-то выдать, то это всегда был лишь клочок бумаги, на котором они забывали указать то одно, то другое, я им подсказывала, а они практически всегда реагировали приблизительно так:
— Надеюсь, мы с вами больше не встретимся.
— А я надеюсь, что встретимся, — приветливо отвечала я. — У вас окажется качественный товар, и я снова приду к вам за покупкой.
Дома мы всей семьей рассматривали документ, добытый на рынке благодаря боевому характеру мамы. Я рассказывала детям, воспользовавшись случаем, что у них есть потребительские права. Девочки слушали с огромным интересом и некоторым удивлением.
Зато теперь они знают: в Беларуси — хорошее потребительское законодательство, надо только учиться им пользоваться. А еще, надеюсь, они запомнили: главное государственное ведомство, в котором белорусский потребитель может найти правду, — это Министерство торговли.

Комментарий специалиста

Имеет ли право продавец отказать в продаже вещи покупателю, если покупатель ему не понравился? На этот вопрос нам ответила консультант управления Минторга по защите прав потребителей и контролю за рекламой Ирина БАРЫШНИКОВА:
— Не имеет. В статье 12 Закона Республики Беларусь “О защите прав потребителей” говорится: “Отдельным категориям потребителей могут предоставляться льготы и преимущества в торговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей в порядке, установленном законодательством. Установление каких-либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством”.
То есть продавец не имеет права выбирать, кому продавать товар, кому не продавать после того, как он объявил публично о начале торговли и не оговорил исключений. Он обязан продавать товар всем обратившимся, а если отказался — это нарушение, влекущее за собой ответственность. Например, мы можем ходатайствовать перед лицензионными органами о приостановлении действия лицензии данного ИП.
Не стоит уходить из рыночной палатки, если вам хочется что-то купить, а вам не продают. Надо обратиться в администрацию, и, думаю, вопрос решится. Помимо того, можно оставить претензию в Книге замечаний и предложений как самого рынка, так и владельца торгового места. Любой контролирующий орган при любой проверке изучает ведение этой книги — какие в ней были замечания и как на них отреагировали. И, скорее всего, его сотрудники выберут для своей проверки именно того ИП, на которого поступали жалобы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter