Уникальная разведгруппа содействовала успеху операции «Багратион»

Отряд не бросил бойцов

В декабре 1943 года в БССР появилась разведгруппа майора Гнидаша, перед которой стояла задача организовать и вести разведку на железнодорожных узлах Барановичи, Лунинец, Пинск и Молодечно. За первый же месяц работы она 90 раз выходила в эфир, приводя гитлеровцев в бешенство. И во многом обеспечила быстрое форсирование Днепра советскими войсками, содействуя успеху Белорусской освободительной операции.

Кузьма Гнидаш
Кто же такой Кузьма Савельевич Гнидаш? Он родился в 1914 году в селе Салогубовка Сумской области, в ряды Красной Армии вступил в 1936-м. Окончил Киевское военно-политическое училище, участвовал в освобождении Западной Украины и войне с белофиннами. С начала Великой Отечественной был на фронте, но в октябре 1941-го получил тяжелое ранение и полгода лежал в госпиталях.

В мае 1942 года подлеченный Кузьма Гнидаш был направлен в разведку. Возглавляя оперативно-разведывательный центр, действовавший на левобережной Украине, быстро установил связь с местными патриотами и создал широкую разведывательную сеть в Киеве, Чернигове и Нежине. Патриоты, которыми руководил Гнидаш, регулярно добывали ценные сведения о группировке немецко-фашистских войск и своевременно докладывали их командованию. Так, ими была вскрыта система обороны противника на реках Десна и Днепр, что способствовало успешному форсированию этих водных рубежей нашими войсками.

Гнидаш и его ближайшие помощники провели большую работу не только по организации нескольких партизанских отрядов общей численностью около 3000 человек. В марте 1943-го они с помощь партизан организовали и успешно осуществили операцию по разоружению и привлечению на сторону партизан карательного отряда численностью до 400 человек, созданного немецким командованием из неустойчивых элементов местного населения.

25 сентября 1943 года штабом фронта была получена радиограмма от командира разведгруппы Гнидаша, в которой сообщалось о переброске танков противника в район Чернобыля. В этот же день туда послали воздушную разведку, выяснившую, что танки и артиллерия крадутся вдоль Днепра к узкому перешейку плацдарма. Такие же сведения поступили и от партизан, действовавших в том районе. Командованию фронта стало ясно, что противник решил отрезать наши войска на западном берегу Днепра у самого основания плацдарма, нанести им поражение, восстановив миф о неприступности оборонительного вала на Днепре. Замысел был раскрыт, гитлеровских генералов ждал внезапный контрудар.

Клара Давидюк
В декабре 1943 года Кузьма Гнидаш был направлен в БССР с задачей организовать и вести разведку на железнодорожных узлах Барановичи, Лунинец, Пинск, Молодечно. Заброска группы в тыл предполагалась на самолете, но после десятидневного ожидания летной погоды группа отправилась пешком. Линию фронта перешли удачно в 12 километрах южнее Паричей, через несколько дней достигли Лунинца. Уже 29 декабря штаб фронта получил первую радиограмму о концентрации войск в районе Пинска. В следующей уточнялось, сколько дивизий, какое вооружение. В третьей сообщалось количество вагонов и характер грузов, направлявшихся на восток и запад. За первый месяц работы радистка Клара Давидюк 90 раз выходила в эфир.

Радиограммы шли одна за другой:

«Противником сформирована команда «Вега» — занимается переброской в нашу страну небольших шпионских групп. Создана также команда «Абертруно» — занимается контрразведкой в прифронтовой полосе с задачей выслеживания наших разведчиков. Координирует действие обеих команд майор… Веду за ним наблюдение. Новый».

«В течение суток ждите группу фашистских шпионов… Заброска самолетом, координаты Х-1201, V-84342».

«Гарнизон Лунинца на 20 февраля — 6 тысяч человек, 200 танков. Штаб — в здании бывшего райисполкома на Садовой улице…»

Таких сообщений были сотни — конкретная картина переброски войск, их численности, системы обороны противника. Эти сведения были поистине бесценны при подготовке наступательной операции.

Несмотря на сложную обстановку, Гнидаш сумел в короткий срок создать радиофицированные разведывательные группы, контролировавшие переброски войск и боевой техники противника по железным и шоссейным дорогам Барановичи — Минск, Барановичи — Слоним, Барановичи — Новоельня, Лунинец — Барановичи и Лунинец — Пинск. Более того, талантливый разведчик создал несколько бое­способных диверсионных групп, минировавших коммуникации. Сам он был исключительно находчивым, решительным и отважным офицером, нередко проверку сведений вел сам, выезжая в расположение врага на трофейной автомашине в сопровождении двух-трех также одетых в форму вермахта разведчиков, хорошо владевших немецким языком. Если немецкие патрули делали попытку задержать разведчиков, Гнидаш подавал товарищам сигнал — и они немедленно уничтожали фашистов.

В  июне 1944 года оперативно-разведывательный центр был блокирован превосходящими силами карателей. В неравном бою при прорыве блокады Кузьма Савельевич был тяжело ранен. 12 июня он доложил:

«Из кольца окружения группу вывел. Нахожусь в шестнадцати километрах севернее Слонима. При прорыве тяжело ранен Кедр, чувствует себя очень плохо, требуется хирургическое вмешательство. Меня ранило в ногу, перебита кость. Чувствую себя хорошо, но передвигаться не могу. Ввиду ранения меня и Кедра группа лишилась возможности маневрировать, что грозит в скором времени вторичным окружением. Бросить меня и Кедра одних, а группе идти в другой район ни Смирная, ни другие не соглашаются. В настоящее время имеется возможность принять самолет У-2 с посадкой. Убедительно прошу эвакуировать одного Кедра. Обстановка с каждым днем осложняется. Новый».

Увы, каратели шли по пятам. Принять самолет возможность исчезла. Пять дней небольшой отряд из семи человек нес раненого командира на руках, уходя от преследователей, но силы были слишком неравными. Кузьма Гнидаш и Клара Давидюк погибли 19 июня 1944 года во время карательной экспедиции. Не желая сдаваться, они подорвали себя гранатами в землянке после того, как были обнаружены. Когда гитлеровцы ушли, на это место набрели партизаны. Они и похоронили товарищей в одной могиле.

СЛОНИМ ЧТИТ ОСВОБОДИТЕЛЕЙ

Майора К. Гнидаша и радистку К. Давидюк изначально похоронили в нескольких километрах от места их последнего боя, а затем, по просьбе родителей Клары, перезахоронили на слонимском городском кладбище. В 1964 году, когда возводили мемориал в честь освободителей Слонимщины, могилу перенесли в центр города.


ЭШЕЛОНЫ ПРОТИВНИКА ШЛИ ПОД ОТКОС

Наряду с выполнением разведывательных задач Кузьма Гнидаш подготовил и провел ряд крупных диверсионных операций: взорвал электростанцию в Чернигове и южный железнодорожный мост через Днепр в Киеве. Также он пустил под откос 21 воинский эшелон противника, потопил на Днепре и Десне 10 пароходов и 14 барж различного тоннажа, подорвал 27 автомашин с воинскими грузами. Наконец, уничтожил более 1000 гитлеровцев.

ЗОЛОТУЮ ЗВЕЗДУ УВИДЕТЬ НЕ УСПЕЛ

За успешное выполнение разведывательных заданий командования в тылу противника и проявленные при этом умение, отвагу и мужество майор К.С. Гнидаш при жизни был награжден двумя орденами Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. В марте 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Хильман, член Совета Белорусского общественного объединения «Ветераны военной разведки».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter