Отрицательное для положительных

Сейчас в 17 городах по всей стране проходит эпидемиологический надзор за ВИЧ–инфекцией...

Сейчас в 17 городах по всей стране проходит эпидемиологический надзор за ВИЧ–инфекцией. Медики с помощью общественных организаций анкетируют и тестируют на ВИЧ и гепатит С представителей групп риска — инъекционных наркоманов, «ночных бабочек» и лиц с нетрадиционной ориентацией. Цель мониторинга — разработку и внедрение профилактических программ — представители Белорусского сообщества людей, живущих с ВИЧ, полностью поддерживают. Но они крайне обеспокоены другой новостью: недавно Палата представителей в первом чтении приняла законопроект «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека и гарантиях граждан, имеющих такие заболевания». Этим документом ВИЧ, по сути, приравнивается к туберкулезу, холере, сибирской язве. А не навредит ли такое обобщение?


Благими намерениями


Социально опасные заболевания и ВИЧ объединены в одном законе, потому что эта инфекция, по мнению депутатов, тоже представляет особую опасность для населения. Среди аргументов сторонников такого подхода — высокая смертность от СПИДа, растущее из года в год число заразившихся и то, что в основном болеет молодежь от 19 до 29 лет, которая могла бы принести пользу стране. К тому же ВИЧ–инфекция передается от матери к ребенку. Довольно весомые факторы.


Хотя, если вдуматься, значимость некоторых из них можно поставить под сомнение. Так, в нашей стране в отличие, например, от Украины ВИЧ–инфекция не приобрела форму эпидемии. А молодых людей среди ВИЧ–положительных больше, потому что, простите за прямоту, заразившись в 20 лет, многие просто не доживают до 30.


— ВИЧ не передается бытовым путем. Заразится им человек или нет — это, в отличие от туберкулеза или холеры, зависит прежде всего от него самого, его поведения, — замечает председатель Белорусского сообщества людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ–сообщества), Вячеслав Самарин. — Поэтому, с нашей точки зрения, знак равно в данном контексте означает минус. Мы и так чуть ли не ежедневно подвергаемся дискриминации. Из–за ВИЧ–положительного статуса увольняют с работы, не берут детей в сад... А если заболевание поставят в один ряд с социально опасными, у людей в голове тут же засядет стереотип «он опасен!», и ситуация станет еще хуже.


Слово и дело


Ничего хорошего, по мнению ЛЖВ–сообщества, не выйдет и из принудительного обследования на ВИЧ, которое предполагает законопроект. Его разработчики ссылаются на то, что часто инфекцию врачи устанавливают не после добровольной сдачи анализов, а при лечении пациента от совершенно другого заболевания. Например, подозрение возникает, когда долго не удается вылечить пневмонию.


Если в законе ничего не поменяется, то принудительному обследованию будут подлежать те, у кого есть большая вероятность инфицирования. А если диагноз подтвердится, то человек должен будет рассказать как на духу врачам обо всех своих партнерах, которых, в свою очередь, тоже обяжут тестироваться на ВИЧ. Не захотят — заставят. Такое решение может принять врачебно–консультативная комиссия. Тогда при наличии санкции прокурора группа из медработников и милиционеров приедет по месту жительства...


— Такие меры не только не увеличат, но даже уменьшат число выявляемых случаев ВИЧ–инфекции, — уверен Вячеслав Самарин. — Среди представителей групп риска появится страх тестироваться на ВИЧ. Многие станут еще сильнее скрывать свой положительный статус, уйдут в подполье. Нельзя исключать и случай, когда пара разругалась, разошлась, и один решает таким образом отомстить другому.


Быть или не быть


Впрочем, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Олег Величко считает многие претензии ЛЖВ–сообщества надуманными: «Никто не собирается приравнивать ВИЧ к туберкулезу, их всего лишь объединят в одном законодательном акте. Кроме того, помимо эмоций, сами ВИЧ–инфицированные ничего толкового депутатам не предлагают».


— Не стоит решать проблемы «отрицательных» за счет «положительных», — не согласен Вячеслав Самарин. — Сейчас законодательство и так нормально работает. За передачу ВИЧ предусмотрена уголовная ответственность. Что еще надо?


Действительно, в проекте документа еще очень много неясностей. Какая, например, грозит ответственность тому, кто «не выдал» всех своих сексуальных партнеров или, наоборот, приврал лишнего? Сколько времени есть у человека, который имел контакты с ВИЧ–инфицированным, на добровольную сдачу анализов? Смогут ли представители групп риска, даже если захотят, достоверно проинформировать медиков? Сомневаюсь, что дама легкого поведения записывает имена всех своих клиентов или наркоман запоминает тех, с кем кололся одной иглой...


Кстати


В перечень социально опасных заболеваний сегодня входят венерические заболевания (сифилис, гонорея), активный туберкулез органов дыхания с бактериовыделением, чума, холера, сибирская язва, геморрагические лихорадки, психические расстройства, в том числе и вызванные употреблением алкоголя, наркотиков, психотропных и одурманивающих веществ.


Прямая речь


Председатель Ассоциации некоммерческих организаций по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа «БелСеть антиСПИД» Олег Еремин:


— Закон, который приравнивает ВИЧ–инфекцию к туберкулезу и прочим социально опасным заболеваниям, есть еще только в Казахстане. Насколько я знаю, разработчики нашего проекта как раз и воспользовались казахстанским опытом. Но в остальных странах — в России, Украине, Германии, например, — приняты отдельные законы по ВИЧ и СПИДу, причем совершенно обратного плана. Они направлены на улучшение условий жизни для ВИЧ–положительных людей, в том числе на то, чтобы в отношении их статуса соблюдалась большая конфиденциальность.


Цифра «СБ»


По данным на 1 мая, в Беларуси зарегистрировано 12.133 случая ВИЧ–инфекции. Больше всего заболевших в Гомельской области — 6.110 человек, меньше всего — в Гродненской — 496 случаев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter