Банкиры предлагают сделать ставку на потребительское кредитование в повышении доходов населения

Отрезвляющее настроение

Сегодня первый день весны, а мы продолжаем анализировать экономические итоги прошедшего года. Казалось бы, ничего нового сказать уже нельзя. Балансы подбиты, дебет с кредитом сведены, итоги осмыслены, а планы намечены. При этом каждый из сегментов экономики начал 2018-й с разными исходными данными: одни только лишь оттолкнулись от дна, другие продолжили рост. О несбывшихся надеждах, ожиданиях и отрезвляющем настроении и поговорим.

Бизнес и власть сходятся во мнении, что прошлый год был отрезвляющим.

Начнем с хорошего: мне сегодня, как никогда, не стыдно за итоги года. И это не мое признание. Директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц в приподнятом настроении. Еще бы, уже вступили в силу основные положения Декрета № 7, от которого ждут долгосрочного эффекта. Кстати, минувший год — обсуждения и подготовки пакета документов — уже дал толчок бизнесу. Предприниматели активизировались. Это заметно по объему финансовой поддержки, которую они получают от различных структур. Банк развития, например, увеличил сумму на кредитование МСП в 4—5 раз. О том, что в предпринимательской среде появляется больше надежд на будущее, свидетельствует и то, что многие компании все чаще отказываются от аренды в пользу покупки собственности. Как ни крути, а в наших реалиях это все-таки признак стабильности и оптимизма.

Но бизнес бизнесом, а хотелось бы вспомнить, чем ознаменовался прошлый год для наших личных кошельков. Отличительная черта 2017-го — от сберегательной модели поведения мы перешли к потреблению. Говоря проще, из-за падения в предыдущие периоды зарплат мы чаще снимали депозиты и брали кредиты. О том, что активизировался внутренний спрос, свидетельствуют и сухие цифры статистики: конечное потребление домашних хозяйств за три квартала прошлого года выросло почти на 6 процентов, а реально располагаемые доходы населения вышли в плюс (по итогам года +2,4 процента).

Председатель правления БСБ Банка Сергей Дубков не скрывает: сегодня одна из важнейших задач — восстановить доходы населения. Но потребуется большое искусство, чтобы соединить две линии, которые во втором полугодии образовали заметную вилку. Речь идет о производительности труда и росте зарплат. Если в 2016-м цифры в наших расчетных листках отставали от производительности, то во втором полугодии 2017-го ситуация стала меняться — доходы вырвались вперед. Во многом благодаря административному ресурсу. У финансиста есть свой рецепт. Например, можно сделать ставку на потребительское кредитование: ресурсы, признается Сергей Дубков, для этого у банков есть.

Однако вернемся к экономике страны. Да, низкая инфляция и рост ВВП позволяют говорить об определенном росте. И на фоне того, что до этого несколько лет показатель демонстрировал минус, гордиться есть чем. Но давайте взглянем на наших ближайших конкурентов. По оценке экс-министра финансов России Алексея Кудрина, для конкурентоспособности России в среднесрочной перспективе необходимы темпы роста на уровне 5—7 процентов уже в этом году. Мы же, соответственно, должны взять планку гораздо выше, чем 3,5 процента, намеченные Правительством. В противном случае, прогнозирует Сергей Дубков, потери будут ощутимы не только для экономики, но и для населения, прежде всего молодежи. Неконкурентная для работы страна, пожалуй, худшее, что может быть.

Да, прошлый год был честным. Отрезвляющим. Да, он хорош тем, что удалось выйти из минуса. Но это лишь первый шаг. Чтобы опережать конкурентов, предстоит принять немало решений для повышения рыночной дисциплины. Прежде всего, реально реализовать принятый пакет документов. Особенно два важных Декрета — № 7 и № 8. Как признаются бизнесмены и банкиры, работать по наитию не получится — нужны четкие правила и инструкции. А многие из них находятся еще только в разработке. Тот же IT-сектор ожидает конкретных решений и шагов со стороны госорганов. Сейчас компании из этого сегмента сталкиваются со сложностями: например, взять кредит практически нереально только из-за того, что у нас пока нет правоприменительной практики по оценке IT-активов.

На этом, пожалуй, можно поставить точку. Довольно слов. 2017-й стал прошлым. Своеобразным базисом, если хотите, точкой отсчета. Пришло время идти вперед.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter