Отражение ирреальности

Временами перечитываю статью Юрия Нестеренко «Демагогия». Советую, кстати, всем, кто хотя бы раз сталкивался с непробиваемой твердолобостью собеседника...

Временами перечитываю статью Юрия Нестеренко «Демагогия». Советую, кстати, всем, кто хотя бы раз сталкивался с непробиваемой твердолобостью собеседника. Автор буквально по полочкам разложил приемы манипулирования дискуссией. Читаешь, примеряешь к конкретной ситуации и будто завеса с глаз спадает. Ведь понимая абсурдность иных доводов и свято веря, что можешь объяснить это их автору, порой рискуешь довести себя до истерики. А оно–то все гораздо проще. Технология. Что с нее взять?


На этот раз вспомнилась глава под названием «Выдвижение несимметричных условий». Текст несколько академичен. Но все же стоит того, чтобы его воспроизвести:


«Этот прием, как правило, носит ультимативный характер. Демагог ставит свое дальнейшее участие в дискуссии в зависимость от выполнения оппонентами или ведущим дискуссию условий, которые в случае выполнения ставили бы демагога в более удобное положение. Как правило, такое требование как–то мотивируется — большой занятостью демагога, якобы нанесенной ему обидой... Если условия принимаются (чего делать ни в коем случае не следует), демагог получает преимущество, если отвергаются — заявляет, что дискуссия сорвана его оппонентами, которые–де «побоялись» предоставить ему «нормальные» условия. Последний вариант даже более любим демагогами, чем первый (ибо, даже имея преимущества, скажем, по времени ответа, защитить логически ущербную позицию сложнее, чем просто хлопнуть дверью), поэтому условия нередко формулируются заведомо неприемлемыми...»


Значит, о симметрии... Предложение Президента «всем здравомыслящим и любящим свою страну людям, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали» вместе обсудить, кто «что может сделать для эффективного улучшения ситуации в стране» стало топ–новостью недели. И условие–то сердцу близкое — «любить страну». Правда, иные новостные сайты интерпретировали инициативу по–своему. Информацию разместили под заголовками типа «Лукашенко предложил оппозиции диалог». Тут, конечно, есть некоторое несоответствие понятий. Люди, любящие свою страну, и оппозиция все–таки далеко не всегда одно и то же. Но интернет–ресурсам эту вольность можно простить. Броская подача материала — следствие борьбы за посещаемость... Куда денешься от главного критерия успешности любого сетевого проекта. А вот то, как отреагировали «здравомыслящие» субъекты оппозиции, — весьма любопытно.


На следующий день после предложения они собрались вместе. Представители ОГП, Партии БНФ, «Справедливого мира», других организаций, зарегистрированных Минюстом и не зарегистрированных. Посовещались и вынесли вполне предсказуемое общее мнение. Мол, никакого диалога до освобождения всех «политических заключенных». Так они называют людей, которые наказаны по уголовным статьям за вполне конкретные, задокументированные и, бесспорно, доказанные противоправные деяния.


Но сделаем допущение. Представители оппозиции имеют иную оценку, например, действий погромщиков у Дома правительства 19 декабря прошлого года. Почему бы ее не высказать с предложенного места за круглым столом? Так ведь нет. Они, получается, сознательно, четко по Нестеренко, отодвигают от себя стул выдвижением несимметричных условий. При этом на второе место ставят тему желаемых ими изменений в избирательном законодательстве. Словно на носу очередная электоральная кампания или правки в ИК приведут к равновесному курсу рубля. И только потом соглашаются обсуждать экономическую проблематику. Где телега? Где лошадь? Наверное, уже и сами запутались.


Прочие их коллеги создают контрастный фон. Небезызвестный и ныне осужденный Санников пригвоздил: «Я допускаю переговоры только по одному вопросу — о передаче власти». Заявление продиктовал по телефону... из колонии. Круто, однако! Особый штрих к портрету «последней диктатуры Европы», в которой даже заключенный при желании может не оставаться вне политического процесса. И даже на голубом глазу требовать отдать ему власть. А тем временем из собственноручно выкопанной могилы забвения донесся голос Зенона Позняка. Он вообще против любых переговоров. А зачем они ему? Где Минск, а где Варшава? В Польше отец БНФ давно чувствует себя гораздо комфортнее, чем на родине...


Здесь еще и о санкциях можно вспомнить против Беларуси. Которым воодушевленно аплодировали некоторые наши оппозиционеры. И сюжет совсем уж станет похож на детский, но очень философский анекдот. В котором Вовочка стоял под дверью класса и бормотал под нос: «Где логика? Где смысл??» Проходящий мимо директор школы поинтересовался поводом вопроса. Пацан объяснил: «Я в классе пукнул. Меня выгнали, они остались. Где логика? Где смысл??»


Не приелась ли еще вам, господа, единственная функция — портить воздух в доме? А потом делать все, чтобы удалиться, да так, дабы обратно не позвали?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter