Бравада о яблоках: чем аукнется Польше фруктовое эмбарго?

Отравленное яблоко

Не успели доесть праздничные салаты, как экстремистские помойки начали пережевывать тему вступивших в силу запретов на ввоз санкционки. Напомню: с 1 января Беларусь в ответ на санкции ввела ограничения на импорт из стран ЕС, США, Канады и некоторых других. В списке есть в том числе фрукты и овощи. Интересно, что высказывания про эмбарго «на внешний рынок» и «для своих» у тех же поляков отнюдь не одинаковы. Может, они полагают, что по-польски да по-английски восточные соседи не кумекают? И зря. Давайте крутанем яблочко по тарелочке с голубой каемочкой и сопоставим факты и ура-патриотические фейки.

«Скорее, это Беларусь наносит себе вред этим эмбарго», — подхватили на днях экстремисты слова польского министра сельского хозяйства Генрыка Ковальчика. Мол, всего-то годовой объем торговли с Беларусью — 200 миллионов евро. Однако и пану Ковальчику приходится признать: ударит запрет по садоводству, хоть «Беларусь и не основное направление».

Очень интересно, что его же производители еще осенью говорили как раз обратное. Так, аналитики проекта EastFruit назвали основной причиной низкого экспорта в этом сезоне не перепроизводство яблок в Польше, а отношения с Беларусью, которая «в 2020 году была лидером по закупкам польских яблок». И цифру приводят: более 121 тысячи тонн на сумму 204 миллиона злотых. На втором месте Германия, на третьем — Египет.

Оцените, как далеко приходится гонять полякам, чтобы найти сбыт для своих «глостеров» и «голдов». Фурой в Африку не очень-то домчишь. А почему так происходит, подскажет как раз история с нашими российскими соседями. Изначально РФ запретила импорт овощей и фруктов из Польши 1 августа 2014 года из-за нарушений сертификации и выявления карантинных объектов. А уже позже вступило в силу продовольственное эмбарго. Восточные соседи, кстати, не раз пренебрежительно высказывались именно о качестве польских яблок. Примерно так, как и. о. главы регионального управления Россельхознадзора Андрей Иванов: «Очень красивые, очень аппетитные. Но их в течение созревания около 32—35 раз обрабатывают пестицидами». И кстати, сами поляки с этим и не спорят, но об этом ниже.

Российский рынок на момент введения контрсанкций составлял 80 процентов польского экспорта, более миллиона тонн в год. Хоть и пытались паны ввести моду на польский сидр, но и под чаркой сетевой флешмоб «съешь яблоко назло Путину» не зашел, захлебнулся. Дополнительный мешок гнилых яблок подложило то, что сорта этих фруктов, популярные в России, особенно «айдаред», жителям других стран совершенно не по вкусу. А сады по мановению волшебной палочки не превратишь в другие. Да и в целом спрос на яблоки прошлой осенью у поляков был минимальным — просто семечки. Килограмм пресловутого «айдареда» оптом идет за четверть злотого, или 6 центов! Самые дорогие «гала» и «голден» — 25 американских копеек, надо записать. Цены на яблоки в конце 2021 года оказались примерно вдвое ниже, чем в 2020-м.

И дело не только в эмбарго — сами западные соседи ударились о больные стенки перепроизводства. Что, теперь «житницы» ломать? Еще не успели сбыть старый урожай, холодильники заполнены, а новый, 4,5 миллиона тонн яблок, постучал — на 50 процентов больше запланированного. И это совсем не тот случай, когда «больше — лучше».

Президент польской группы компаний Stryjno-Sad Збигнев Холык открытым текстом признается местному порталу «Сады-огороды»: «Мы делаем большую ошибку, скрывая, что в Польше огромное перепроизводство яблок». Кстати, он весьма самокритичен: «Мы производим яблоки худшего качества в Европе, которые к тому же самые дешевые». Говорит, рубить надо старые сады. Но есть ощущение, что «сякеры» можно было бы направить и в другую сторону: просто не рубить сук, на котором сидишь, и не портить отношения с соседями.

Интересную аналогию можно привести, если обратиться к опыту других импортеров — финнов. Для белорусов это не так актуально, а вот бывая в Санкт-Петербурге, не раз видела, как много молочной продукции на полках от известного финского производителя. Когда россияне ввели санкции, одной из наиболее пострадавших оказалась страна Суоми. Как пишет местное издание Yle, экспорт ЕС в Россию сократился с 2014 по 2016 год примерно на 30 миллиардов евро. Для самой Страны тысячи озер — с 5,4 до 4,6 миллиарда евро. «Антироссийские санкции остановили экспорт финского «Валио» (крупнейшая финская молочно-промышленная компания. — Прим. ред.) почти полностью», — пишут финские журналисты. И чем дело кончилось? «Компания вновь встала на ноги, только… начав производство в России».

По такой логике полякам придется вкладываться в белорусские сады и холодильники для хранения урожая. Идея кажется абсурдной. Но заботиться садоводам нужно не только о том, как бы не подавиться избытками урожая. Львиная доля затрат на яблоки — хранение. При росте цен на газ оно тоже ох как кусается.

Складываем в корзинку сухой остаток. В Польше яблочный бум, а Беларусь и Россия захлопнулись. При этом плодоводство в Беларуси развивается, создают новые сорта, увеличивают посадки. В дружественной России, на Кубани, кстати, рекордный урожай фруктов и ягод: 560 тысяч тонн, на треть больше, чем годом раньше. Не зря «Мысль польска» пророчит: «Рядом с нами возрождается продовольственная сверхдержава». Мол, Россия, огромная страна, которая не могла сама себя прокормить, даже когда была еще больше, возвращается на международный аграрный рынок. «Помогли» западные санкции. И поляки сами это признают. Вот так: злая ведьма хотела накормить Белоснежку отравленным яблочком, а в итоге несладко пришлось самой.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter