Отрава по имени спайс

Что мешает расширить список запрещенных нарковеществ?

В спальном районе Бобруйска молодой его житель приспособил квартиру под выращивание конопли с последующим изготовлением марихуаны. Городские оперативники из отдела Сергея Пирожника изъяли 900 граммов зелья, готового разлететься косяками по драпарикам, маклям и рогометам, как именуются наркоманы в закрытом от большинства сограждан мире. Люди с погонами на плечах, что называется, на месте преступления и с поличным задержали готовившего дурман. Доказательной базы хватило, чтобы возбудить уголовное дело.

Не всегда таким успехом заканчиваются усилия борцов с хранением, изготовлением и распространением наркотиков. Фантазия дельцов этого сомнительного бизнеса в поиске лазеек, поистине, не знает границ. Еще три года назад сотрудники милиции выявили канал поставки семян мака, отнюдь не в кондитерских целях, через один из магазинов, принадлежавший индивидуальному предпринимателю. Начальник управления внутренних дел Бобруйского горисполкома полковник Александр Васильев вспоминает, как тогда была пресечена попытка реализации товара, содержащего, по сути, наркотическое средство, и добавляет: «Сегодня благодаря действующему с 1 февраля Декрету Президента Республики Беларусь оперативники чувствуют себя более вооруженными. Ведь в случае продажи большого количества мака предусмотрены меры вплоть до конфискации транспортных средств».

Сегодня большую тревогу у сотрудников правоохранительных органов вызывает безудержное расползание в городе другой заразы под названием cпайс. Более всего беспокоит то, что любителей курнуть его уже больше, чем «один на сцене». По словам Сергея Пирожника, желающих «приход заловить» или «шмальнуть» задерживают едва ли не ежедневно. Но вменить в вину приобретение или употребление наркосодержащих веществ не всегда получается. Пацаны, которых большинство среди задерживаемых, чуть ли не Омара Хайяма цитируют, говоря о покупке безобидных курительных смесей. И оппоненты не могут им доказать обратное по простой технической, чтобы не сказать — банальной, причине: в Бобруйске нет специального оборудования для проведения судебно-химической экспертизы, а результаты таковой из Минска приходится ждать от трех до десяти (!) месяцев. Более того, Могилевская область осталась последней в стране, где такие исследования не проводятся.

Самое сложное, как выясняется, в простом. Кто бы раньше мог подумать, что один безобидный лекарственный первоцвет в умелых руках превращается в «дурь», на которую западают подростки и молодежь. Вот этот момент превращения и призван уловить и зафиксировать экспресс-анализ. Но если на экспертизу будет уходить по полгода, то за весьма оперативно действующими доморощенными химиками никак не угнаться: завтра они используют уже какой-нибудь иной цветок, чтобы химический состав конечного вещества вновь изменился, хоть и незначительно.

Для промышленного Бобруйска изыскать около 400 тысяч евро, необходимых для укомплектования соответствующих служб тремя аппаратами экспресс-анализа, наверное, не такая уж сложная задача. Важнее нашим законодателям, разработчикам нормативных актов действовать с опережением назревающих проблем, предвидеть тенденции их появления. И если сегодня в официальном перечне запрещенных веществ 235 наименований, то что мешает расширить список? И тогда весомее будут выглядеть показатели работы бобруйских оперативников, выявивших в минувшем году 57 фактов незаконного хранения спайсов и возбудивших по ним 7 уголовных дел. Все они в ожидании результатов экспертиз, и дай бог им не развалиться. Противоборствующая же сторона отнюдь не дремлет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter