Отпусти птицу!

Если поискать в Интернете название «Фогельфрай», встречаешь множество весьма странных толкований — дело в том, что так именовался персонаж из творчества раннего Ницше. Зрителю достаточно запомнить такие значения: «свободный полет» и «свободен, как птица»... Это и есть тема киноленты и мотивация создателей...

«Фогельфрай». Режиссеры Анна Видулея, Гатис Шмитс, Янис Калейс, Янис Путниньш, Латвия, 2007.


Если поискать в Интернете название «Фогельфрай», встречаешь множество весьма странных толкований — дело в том, что так именовался персонаж из творчества раннего Ницше. Зрителю достаточно запомнить такие значения: «свободный полет» и «свободен, как птица»... Это и есть тема киноленты и мотивация создателей.


Собрались однажды почти случайно четверо молодых амбициозных режиссеров, снимающих рекламу, и высказали друг другу тоску по креативу и настоящему кино. В конце концов, каждый получил возможность «пофогельфраить» в пределах одной из частей фильма. Замысел по–философски прост: один герой (точнее, один характер) и четыре поры жизни: детство, юность, молодость, зрелость. То, что фильм получится неровным, было почти предрешено... Что поделать — природа таланта не повторяется. Главное, что удачнее всего идею фильма, который критики уже назвали одним из «неспешных фильмов, посвященных одиночеству и беззащитности человека в современном мире», выражают первая и последняя части и от этого все же создается впечатление некоторой целостности.


Вначале мы наблюдаем игры «дачных» детей. Поселок в пронизанном солнцем сосновом лесу, несколько мальчишек, девочка, которая пытается с ними играть, но которую упорно игнорируют... Здесь есть знаки темы, повторяющейся далее: ястреб, на которого ведется охота, внимание девочки к главному герою, Теодоросу, и его настороженное уклонение от попыток посягнуть на его личное пространство.


Во второй мы попадаем в мрачный замкнутый мирок провинциальной средней школы. Теодорос из этого эпизода — бледный молчаливый подросток с запавшими глазами. Все он делает как–то без энтузиазма, заторможенно, опять–таки оберегая собственное пространство... Девочка вроде отвечает взаимностью, но Теодорос понимает, что если впускать ее в свою душу, то это страдания, сложности... Он поступает как всегда — уходит. Отпускает птичку.


А вот в третьей части герой на этот раз — лощеный бизнесмен со странными наивными глазами. С ним происходит много событий, но при этом все невнятно, скучно и затянуто. Остается только впечатление враждебной человеку мертвой офисно–городской среды. Что всячески подчеркивается хайтековскими интерьерами...


Но даже тех, кто на этом этапе в фильме разочаровался, четвертая часть захватит и окупит временные затраты. Великолепная игра актера Любомираса Лауцявичюса, не произносящего в фильме ни одного слова, заслуживает самой высокой оценки. Завораживающая история о человеке, который смог сохранить внутреннюю свободу. Теперь он может дать урок городским дельцам, мерзнущим и тоскующим в чуждом им лесу. Да, они получили своего ястреба, но сами оказываются запертыми на островке посреди трясины. Только отпустив птицу, обретаешь свободу.


Конечно, зрителю, привыкшему к блокбастерам, такое кино трудно воспринять. Но именно оно учит всматриваться в мир, в себя, а не убегать в бесконечные и бессмысленные шоу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter