Отпусти меня, Святое озеро!

Воды  одного  из  водоемов  вернули  к  жизни  мальчика,  укушенного  гадюкой…  

Воды  одного  из  водоемов  вернули  к  жизни  мальчика,  укушенного  гадюкой…

К озеру Святому я подъезжал в самый разгар пасхального снегопада — явления чрезвычайно редкого, тем самым добавившего интриги мероприятию. Однако как только выкатил на велосипеде на берег, тучи, как в сказке, расступились, небо прояснилось и ярко засветило солнце. Под его лучами еще контрастнее выглядела гладь озера — зеркально-черная, с особым притягательным шармом темной глубины… Всего в Беларуси порядка 20 озер с названием Святое. Каждое из них овеяно легендами, иначе не носило бы такого высокого статуса. 

Например, водой одного из Святых озер на Витебщине вернули к жизни мальчика, укушенного гадюкой. У большинства легенд сюжет похожий, но самый фантастический и порой противоречивый относится к тому Святому озеру, что находится в Солигорском районе. Удивительно, как один и тот же водоем одновременно является и святым, и пристанищем нечистой силы. Но даже, если не касаться легенд, сведения об озере не оставляют равнодушным. Однако обо всем по порядку. 

Уникально уже само происхождение озера. Ничего подобного в ближайших, да и далеких окрестностях не встретишь — посреди леса вдруг возникает заполненная водой чаша. Небольшая (длиной всего 200 метров), но глубокая — в центре почти 10 метров одной воды, не считая толстого слоя ила. Местные жители вообще считают озеро бездонным. Таким бы оно и оставалось, если бы 4 года назад специалисты-озероведы впервые не провели комплексное обследование водоема. До этого о Святом были известны лишь скудные данные, почерпнутые из «Материалов для географии и статистики России (датированных 1864 годом), собранные офицерами генерального штаба». Ученые объясняют появление карстовой котловины выщелачиванием карбонатных пород, которые в один прекрасный день (примерно 12 тысяч лет назад) обвалились и образовали воронку. Народная же молва из уст в уста передает свою версию появления озера... 

Давным-давно стояла в этих местах церковь. И как-то явился в нее отпетый грешник за покаянием. Но видно много нагрешил он до этого, что не выдержала церковь и в одну ночь ушла под землю. Образовавшуюся яму святые ключи заполнили водой, и возникло на месте храма озеро. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек — местность вокруг болотистая, берега Святого большей частью покрыты сплавиной, однако на юго-восточной стороне четко просматривается холм-курган — не иначе как здесь располагалось языческое капище. Так что религиозную направленность происхождения озера исключать не стоит. Тем более что до недавних пор здесь отмечались как христианские, так и языческие праздники — Крещение и Купалье. 

Впрочем, святость озера не помешала поселиться в нем и нечистой силе. Нередко она пугает заезжих браконьеров, норовя утянуть их в темную пучину. А одни горе-рыбаки поведали мне историю, как подняли они однажды сетями со дна старую полусгнившую лодку, из которой раздавался громкий плеск. «Чудо-юдо» оказалось всего-навсего здоровенной рыбиной, но страху браконьеры натерпелись и больше на Святое не возвращались. Рассказывают также, что каждый год в озере кто-нибудь обязательно тонет. То ли это плата за давние грехи, которые так и не были прощены, то ли с озером, действительно, что-то не чисто. Поэтому я предпочел навестить и исследовать Святое на Пасху — почитаемый христианский праздник. 

С первого взгляда озеро показалось совершенно мертвым: абсолютная тишина стояла вокруг — ни всплеска рыбы, ни пения птиц, не говоря уже об отсутствии людей на берегу. Лишь через несколько часов удалось обнаружить влюбленную парочку серых жаб, окутанную нитями икры. Это одни из самых крупных земноводных в Беларуси, достигающие 20 сантиметров длины, и тоже, кстати, наделяемые в народе нечистыми способностями. 

Рыбу поймать так и не удалось — постились, видимо, подводные обитатели. Кстати сказать, мое первое впечатление о безжизненности Святого озера было недалеко от истины: животный мир его сильно обеднен, из рыбы водятся только хищники — щука да окунь, которые поедают другую живность, не брезгуя и своими родственниками. Настоящее мертвое царство наблюдается на глубине свыше 4 метров — лишь редкие миниатюрные рачки да личинки комаров обитают тут. Между тем подводные источники бьют до сих пор, пополняя кислую болотную воду кислородом. Местами Святое не замерзает даже в суровые зимы, хотя является совершенно замкнутым, непроточным водоемом. Говорят, будто под землей оно соединяется с соседним Саковичским озером и был, дескать, случай, когда помеченную щуку выпустили в Саковичах, а поймали здесь. 

Но настало время навестить соседнее озеро — Саковичское, расположенное в двух километрах на север от Святого. При всей схожести процесса возникновения и своих характеристик, два водоема существенно отличаются. Если Святое люди зачастую обходят стороной, то Саковичское, наоборот, обжили полностью. Причем в прямом смысле: сначала здесь поселился пан со своей челядью, а потом и крестьяне начали строить дома по берегу, пока они не сомкнулись в кольцо. До сих пор довольно большая деревня Саковичи с населением почти в полтысячи жителей расположена по окружности озера. А своим названием она обязана, вероятно, шляхтичам Саковичам. На Беларуси было два рода с такой фамилией. Деревень же с названием Саковичи я насчитал, как минимум, 5, причем  в Солигорском районе — самая большая. 

Местное озеро побольше и поглубже Святого, берега его песчаные, повсюду деревянные мостки. Но оттого Святое и стало четверть века назад гидрологическим заказником местного значения, что по-настоящему уникально. 

Сначала особо охраняемая территория включала в себя только акваторию озера площадью 2,7 гектара, но после комплексного обследования была значительно расширена по территории водосбора и включила в себя целый квартал Листопадовичского лесничества. В результате на территории заказника, кроме озера, оказались ценные природные объекты — высоковозрастные сосняки мшистые и черничные в сочетании с участками березняков. Обнаружены также более 100 видов редких и хозяйственно ценных сосудистых растений, среди которых два краснокнижника. Так, арнике горной присвоена вторая категория охраны как виду, находящемуся под критической угрозой исчезновения. Это реликтовое растение имеет декоративную, лекарственную, медоносную и пищевую ценность международного значения и с 1978 года было занесено в Красную книгу СССР. В Беларуси арника горная произрастает отдельными островками в небольших количествах и на ограниченных площадях. Лилия кудреватая — евросибирский подтаежный реликтовый вид, у нас встречается чаще, но этот вид мало изучен. 

В отличие от озера, в лесу на территории заказника водится достаточно много животных. Тут и там я встречал изрытые кабанами участки почвы, видел различные следы, гнезда и норы, но дал о себе знать лишь дятел, да и то ненадолго — очередной, уже вечерний, снегопад «вы­ключил» редкие природные звуки. Берег озера начал покрываться сказочно-белым покрывалом, отчего и так черная вода Святого казалась еще мрачнее и загадочнее. Жутко стало одному у одинокого лесного озера — незаметно наступили сумерки. Заставив напоследок как следует поплутать по лесным тропинкам, озеро ослабило наконец свою силу и отпустило меня восвояси… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter