Подробности вызволения мозырянки из иорданской тюрьмы и возвращения домой

Отпуск по чужим законам

«СГ» узнала подробности вызволения мозырянки из иорданской тюрьмы и возвращения домой
В КОНЦЕ июля семья из Мозыря отправилась погостить в иорданский Амман к отцу девочки. Спустя неделю Татьяна попала в тюрьму — обвинялась в совершении ДТП. Позже началось дело в шариатском суде, куда биологический отец подал иск с просьбой признать мать ребенка своей женой, а ребенка — своим. На основании норм исламского права суд наложил запрет на выезд белорусских гражданок из Иордании. В Аммане в общей сложности семья провела более двух месяцев. Вернуться домой им помогли МИД Беларуси, консульская служба Посольства России в столице Иордании Аммане. «СГ» удалось связаться с Татьяной и узнать все подробности запутанной истории.


ЖИТЕЛЬНИЦУ Мозыря Татьяну вместе с дочерью пригласил в Амман отец Ульяны, Синан. Татьяна и Синан познакомились во время учебы в Белорусском государственном технологическом университете. Она пятикурсница, он приехал в страну учить русский. Молодые люди стали встречаться, Татьяна забеременела, а потом Синан уехал. В 2009-м, когда маленькой Ульяне исполнился годик, Синан сделал девушке предложение. Но та не согласилась, не видела с ним своего будущего. И все же молодые люди общались — в день рождения общего ребенка созванивались по скайпу. 

Этим летом Синан позвал их в Иорданию, в Аммане у его семьи дом. Татьяна согласилась: «Многие не понимали, почему я туда поехала. Объясню просто — ребенок должен знать свои корни. От нее я никогда ничего не скрывала, она знает, кто ее отец. Но если с ним мы практически не общались, то с бабушкой и дедушкой Ульяне познакомиться было нужно. К ним фактически и полетели». 

В Аммане мозырянки приземлились 23 июля. С родными они были всегда на связи: постоянно созванивались и переписывались в вайбере. Татьяна поясняет, что первую неделю они практически никуда не выходили — сидели в квартире. Затем договорились, что Синан вывезет их на море. Но поездка так и не состоялась. «Он всегда находил отговорки, мол, много дел. С ребенком практически не общался. Тогда я подумала: смысл нашего пребывания в Аммане, если мы никуда не выходим, сидим все время в квартире? У меня оставалась часть отпуска, поэтому решила вернуться домой. Синан не возражал. Мы отправились в аэропорт, это была суббота, 30 июля. Но до него так и не добрались». 

По дороге белорусок задержали. Татьяну обвинили в совершении ДТП. Первого августа состоялся суд, который постановил поместить Татьяну в тюрьму. В заключении она провела неделю. «Мне помогали. Вместе со мной сидела и гражданка России. Когда к ней приходили сотрудники посольства, параллельно общались и со мной, — вспоминает те дни Татьяна. — Так родные узнавали, как у меня дела. Затем к делу подключилось Посольство Беларуси в Сирии».  Через неделю прошел еще один суд, на который «свидетель» по делу о ДТП так и не явился. Тогда мозырянку выпустили под залог. После этого было еще несколько судебных заседаний, однако точку в них поставить так и не удалось — до сих пор в Аммане разбираются в деле. 

На этом история и закончилась бы, если бы 15 августа Синан не подал заявление в суд шариата, чтобы Татьяну признали его женой, а Ульяну — дочкой. И вот на основе этого заявления ребенок стал невыездным. Семья долго не могла покинуть страну.  

«Мы жили на разных квартирах, благо какие-то сбережения еще были. Первого сентября даже отправили Ульяну в школу, она пошла в третий класс. Здесь пошло навстречу Посольство России в Иордании. При посольстве работала русскоязычная школа», — поясняет мозырянка. 

Почему все-таки Синан захотел забрать у Татьяны ребенка? На этот вопрос у мамы свой взгляд: «Раньше до Ульяны ему не было дела. Я ее растила сама. А здесь ребенок уже взрослый, самостоятельный, почему бы не претендовать на права отцовства? Вот все так и обернулось».

Когда Татьяна и Ульяна вернулись домой, их встречали друзья и коллеги. «Я даже не ожидала, что за нас так переживали и волновались. Такое чувство, что собрался весь Мозырь. Подъезд был в шариках и цветах. Такого мы, конечно, не ожидали». 

Сейчас Татьяна с дочкой дома. Есть время, чтобы акклиматизироваться и настроиться на привычный лад — на работе Татьяне продлили отпуск. Ульяна же, как и положено, пойдет в школу.

Комментарий начальника главного консульского управления МИД Беларуси Игоря ФИСЕНКО:

— Ситуация имеет назидательный характер и показывает, насколько отличается мировоззрение, законодательство других стран. Наша гражданка и думать не могла, что, поехав в гости, столкнется с подобной ситуацией. Нашим женщинам, девушкам, пересекая границу, нужно здраво рассуждать и принимать во внимание, что там действуют другие законы, правила и обычаи.

СПРАВКА «СГ»

В этом году в стране в сфере противодействия торговле людьми выявлено 787 преступлений, из них 206 (26,2 процента) тяжких и особо тяжких. Из общего количества преступлений 62 связаны с трафикингом, в том числе 27 тяжких и особо тяжких: торговля людьми, похищение человека в целях эксплуатации, использование для занятия проституцией, вовлечение в занятие проституцией. 27 преступлений связаны с вывозом почти сорока человек за пределы государства в целях эксплуатации. Перекрыто 12 каналов вывоза людей в 5 стран мира в целях эксплуатации: Россия — 5 (21 жертва), Турция — 4 (12 жертв), Германия — 1 (3 жертвы), Китай — 1 (2 жертвы), Кипр — 1 (1 жертва).

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter