Турбизнес на фоне ковидных и транспортных ограничений: какие варианты отдыха предлагают белорусам этим летом

Отпуск 2.1 — полет нормальный

Летний туристический сезон стартовал с неприятностей: закрытие ряда европейских стран воздушного пространства для белорусских самолетов заставил турбизнес, транспортников, а вместе с ними и путешественников в срочном порядке пересматривать планы на ближайшую перспективу. Тем, у кого путевки уже оплачены, предлагают различные варианты — от переноса туров на неопределенный срок до переориентации на другие направления. А вот белорусы, которые еще не купили путевку в заморские страны, серьезно задумались: если вылет сопряжен со сложностями, чем это не повод отдохнуть внутри страны? Мы изучили варианты альтернативных предложений по организации отдыха за границей, а также вспомнили, какие направления пользуются особым спросом в Беларуси.


Период турбулентности

Белорусский авиаперевозчик только-только начал восстанавливаться после пандемии COVID-19, открывать новые направления — и ему поставили подножку. В связи с введением запретов на выполнение рейсов в Европу «Белавиа» была вынуждена отменить полеты в 21 страну. И это только регулярные маршруты, не имевшие явной туристической составляющей. 

А что с чартерами? Весной отечественные консолидаторы туристических рейсов анонсировали возможное начало полетов в Грецию, Болгарию, Испанию, Италию, Тунис, на Кипр. Особенно активно наших туристов приглашали в Албанию и Черногорию, обещая существенные скидки на размещение и отсутствие тестирования на коронавирус. Увы, новые транспортные ограничения перечеркнули многие надежды. Чартерные рейсы в Черногорию и Албанию приостановлены — пока до 16 июня, а там будет видно. До 30 июня отменена полетная программа в Грецию по маршрутам Салоники, Араксос, Закинф. До конца сезона отменено выполнение рейсов по направлениям Крит и Родос. Болгария пока тоже недоступна… Более того, вчера самолеты «Белавиа» направились в Албанию и Черногорию для вывоза находящихся там наших туристов…
Сейчас транспортники в контакте с тур­операторами работают над поиском новых направлений и корректировкой маршрутов. Уже ясно, что летать по запланированным маршрутам без захода в воздушное пространство негостеприимных стран — это значит делать солидный крюк. Те, кто в последние дни полетел в Турцию и Египет, это уже ощутили. Самолеты к тамошним курортам пришлось перенаправлять в Россию. В связи с этим стоимость турпакета в Турцию повышена на 40 евро с человека, в Египет — на 45 долларов.
Об изменении ситуации с приостановленными вылетами туркомпании намерены информировать агентов и туристов по мере прояснения ситуации. Хорошо, что путешественники, изначально осознававшие, что поездка за рубеж в эпоху COVID-19 сопряжена с рисками, с пониманием восприняли новость об авиасанкциях.

— Люди не торопятся аннулировать договоры и ожидают развития ситуации, — рассказали о настроениях клиентов в одной из турфирм. — Если нужно, готовы подождать, внести доплату или даже изменить место отдыха. Но если у кого-то появится желание вернуть деньги — это будет сделано.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Учитывая, что у нас есть базы отдыха на Черном море, в районе Сочи и Туапсе, я попросил, чтобы Россия изучила вопрос перелета «Белавиа» в Сочи, Краснодарский край и Казань. Еще несколько городов были обозначены. Должен сказать, что никакого отторжения, несмотря на пандемию (Россия очень опасается этого в негативном развитии, не дай бог), со стороны Путина не было.

Ближе к дому

Есть у отпускников и еще один, уж точно беспроигрышный вариант — отдых на родине. Александр Лукашенко по этому поводу на днях сказал следующее:
— Меня удручает тот факт, что у нас в Беларуси не знают Беларусь, особенно молодежь. Они хорошо ориентируются в Эмиратах, Черногории, Турции или Барселоне, а Беларуси не знают. А мест прекрасных предостаточно. Поэтому я бы попросил: все-таки не надо стремиться куда-то полететь с тремя-четырьмя пересадками. Но коль кто-то уж купил билеты или кто-то хочет, мы запретить не можем.

Что касается «Белавиа», то, как заявил Президент на совещании по вопросам сотрудничества с Россией, государство авиаперевозчика в обиду не даст:

— Нам главное — дать работу нашим пилотам и задействовать те самолеты, которые мы с таким трудом в непростое время закупали. И я обещал, что «Белавиа» мы в беде не бросим. Чего бы нам ни стоило, дело нашей чести — поддержать по всем направлениям.

Кроме того, по словам Главы государства, Беларусь и Россия проработают вопрос об открытии авиарейсов в Крым. Соответствующее поручение уже дано компетентным ведомствам.

Кстати, на российском направлении свет в конце темного транспортного тоннеля действительно забрезжил. Напомним: в доковидное время только белорусская авиакомпания осуществляла 140—150 рейсов в различные города России, сейчас — в десять раз меньше. В конце мая на встрече ­президентов Беларуси и России в Сочи было принято решение об активизации восстановления пассажирского сообщения с соседним государством. Позже Александр Лукашенко пояснил: обе страны прорабатывают открытие новых рейсов «Бел­авиа» — не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в другие города России, в том числе на курорты. 
Российской стороной уже принято решение об увеличении с 10 июня количества авиарейсов по маршруту Москва — Минск до десяти раз в неделю на взаимной основе. Кроме того, с того же дня возобновляется железнодорожное сообщение по маршрутам Гомель — Москва и Полоцк — Москва на ежедневной основе, а в поездах «Ласточка» по маршруту Москва — Минск возрастет число вагонов. Кстати, некоторые турфирмы в настоящее время предлагают туры в РФ на поезде — почему бы и не воспользоваться этой возможностью?..

Зачем нам, попутчик, чужая земля?

Если поразмыслить, незабываемый отдых можно устроить и без выезда за пределы Беларуси. Вспомним, например, что на территории нашей страны есть пять курортных зон республиканского значения — Нарочь, Ждановичи, Ушачи, Новоельня и Рогачев, а также ряд курортов местного значения — Белое Озеро, Бобруйск, Летцы, Ченки… На берегу озера Нарочь расположен единственный в стране курортный поселок. 
В Беларуси действует 106 санаториев и около 200 оздоровительных организаций — вот уж поистине прекрасная возможность отдохнуть и поправить здоровье! Многие из тех, кто раньше предпочитал отдых за границей, обратили внимание на агроусадьбы, количество которых в Беларуси приближается к 3000. 

Особая ниша — экологический туризм, который особенно актуален в условиях COVID-19. Березинский заповедник, Беловежская пуща, Припятское Полесье — вариантов множество. Наконец, никто не отменял экскурсии по родной стране, их число с каждым годом только увеличивается. Причем можно воспользоваться услугами туристических компаний или выбрать маршрут самостоятельно. В помощь путешественникам — более 1000 коллективных средств размещения и информационная поддержка местных туристических информационных центров.

Кто на дальних рубежах


Сейчас «Белавиа» летает в Турцию, Израиль, Грузию плюс рейсы в различные российские города в компании с «Уральскими авиалиниями», «Аэрофлотом» и Utair. При этом надежнее всего пока обстоят дела с относительно недорогим отдыхом в Турции и Египте — чартеры от нашего перевозчика по-прежнему актуальны. Что касается остальных направлений, то представители отечественного турбизнеса пока не склонны к прогнозам. Нечем порадовать и любителей понежиться на украинских пляжах. Суперпопулярные автобусные туры в Одессу, Затоку и на другие курорты также поставлены на паузу на неопределенное время. Хуже всего для фанатов отдыха в Украине то, что с закрытием неба прекратились полеты «Белавиа» в Киев, Харьков, Львов, Одессу (из Запорожья в Минск перестала летать авиакомпания «Мотор Сич»). 
Заметим: белорусский перевозчик по итогам 2020 года вошел в тройку лидеров по количеству выполненных рейсов в небе Украины. Более того, в списке стран, чьи граждане посещают нашу южную соседку, Беларусь на протяжении нескольких последних лет занимала второе место, уступая лишь Молдове. В общем, вывод пока напрашивается такой: от того, что наши соседи пошли на запретные меры, на туристическом потоке потеряет только украинский бюджет. 

Представители турбизнеса рекомендуют белорусским путешественникам следить за новостями и не терять связи с туроператорами. Как только будут открываться новые окна возможностей для организации отдыха за рубежом, туристическая отрасль оперативно подтянется с актуальными предложениями. Наработки по различным направлениям актуальны еще с доковидных времен.

­КОММЕНТАРИЙ ­ЭКСПЕРТА

Филипп Гулый, председатель правления Республиканского союза туристической индустрии:

— Расширение логистических возможностей с Россией поможет экспорту туруслуг. С учетом динамических темпов развития внутреннего туризма и одновременно инфраструктурного дефицита в России это направление даст эффект для белорусов только в среднесрочной перспективе. Во въездном туризме приоритетным рынком экспорта туруслуг в среднесрочной перспективе с 2020 года остается Российская Федерация, Турция и государства Среднего Востока, потенциал сосредоточен в ­ЕАЭС, некоторых арабских странах. 

­АКЦЕНТ


Исполнительный директор крупнейшего бюджетного авиаперевозчика в Центральной и Восточной Европе Wizz Air Йозеф Варади в интервью Рейтер раскритиковал европейские правительства за запрет полетов над Беларусью, заявив, что такие действия сделали авиацию «игрушкой политики»:

— Я не думаю, что это правильный ответ. Я не думаю, что авиация должна использоваться как средство политических санкций. Не произошло ничего такого (во время рейса Афины — Вильнюс. — Прим. ред.), что могло бы поставить под угрозу безопасность полета. Я не думаю, что кому-то было небезопасно хоть на секунду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter