Санкции становятся ключевым регулятором мировой экономики

Отповедь санкционным смотрителям

Если коронавирус только больно пнул глобальную экономику, то оплот демократии и плюрализма США добьют ее окончательно. Кто является лидером по санкциям? А самым изобретательным по их применению? Американцы настолько заигрались, что санкциями лупят по экономикам своих ближайших союзников. И даже страдают сами. Интересно, поддерживают ли такие действия рядовые американцы? А у них спрашивают? Ведь политики рубят сук под американскими предприятиями, которые торговой войной с Китаем вводят в убытки, провоцируют к простоям (а это потери зарплат у рядовых работников) и способствуют удорожанию потребительских товаров. Да, таков итог внешней политики США. В декабре прошлого года Вашингтон запретил крупнейшему мировому производителю чипов — китайской корпорации SMIC — поставлять технологическое оборудование. Из-за пандемии и локдаунов в мире и так наблюдался дефицит электронных комплектующих. Только предложение стало выравниваться, как Америка вызвала кризисный тайфун на ровном месте. Проблема достигла таких масштабов, что в затруднительное положение попало немало американских компаний. В том числе Apple, Tesla, General Motors… Список достаточно длинный. 

delovoysaratov.ru

Конечно, SMIC далеко не единственный производитель чипов в мире, но все же один из крупнейших игроков на этом рынке. Причем корпорация работала на весь мир. Поэтому ее санкционное удушение отразилось на всех, кто использует в своей продукции чипы, а это производители компьютерной техники и гаджетов, бытовой техники и электроники, автомобильные компании… Цена на микросхемы взлетела. Но их попросту не хватает. Тайваньские и южнокорейские производители не могут удовлетворить возросший спрос. А на наращивание мощностей необходимо время. И деньги. По всему миру прокатилась волна пресс-релизов от крупных транснациональных корпораций о сокращении или даже остановке производства в связи с отсутствием электронных комплектующих. Пострадали и американские компании. Потребительский рынок отреагировал: цены растут на все, начиная от смартфонов и игровых консолей, заканчивая микроволновыми печами. В том числе в США, ЕС. Вот спасибо граждане стран «золотого миллиарда» скажут своим производителям. 

Кстати, а как же знаменитые принципы свободной конкуренции, которые так рьяно пропагандирует англосаксонский мир? А как же принцип невмешательства государства в экономику? Помнится, столько рекомендаций нам по данному поводу выдали. Но сами же этому правилу и не следуют. А действуют по другому интересному принципу: если джентльмены не могут выиграть, то меняют правила игры. Чем так называемые развитые страны и занимаются. 

Да, официально китайского производителя обвинили в поставках для ВПК. Мол, помогает КНР перевооружаться, чего нежная душа политиков в Белом доме выдержать не смогла. Вообще, подозрение давнее, в 2010 году китайские корпорации под эту марку вытеснили с американской биржи. В целом же претензии выглядят весьма странно: обвинить в обеспечении национальной безопасности можно любую отрасль. Даже производителей продуктов питания: кормят армию! Какой ужас! Впрочем, военные истории — не более чем предлог. 
Инициаторами санкций являются мировые финансово-экономические центры — США и ЕС. И вводят они различные надуманные ограничения с одной целью — оградиться от конкуренции третьего мира, который начинает наступать на пятки

Штука-то в том, что SMIC планировала выйти на новый уровень производства, нарастить объемы. На их мощностях реализовывал свои проекты ряд крупных американских технологических компаний. Да, в области производства чипов у США есть собственная национальная гордость — корпорация Intel. Но ее золотые времена закончились. И по объемам, и по уровню производства. Модернизация китайского гиганта еще дальше отодвинула бы легендарного «американца» в конкурентоспособности. Своему производителю Вашингтон сделал подарок: выбил соперника из седла. И Intel сразу заявил о грандиозных планах развития, постройке двух новых заводов. К тому же американское правительство в реализации инвестамбиций частного производителя вроде бы и деньжат обещало подкинуть. Правда, дьявол кроется в другом факте: из-за дефицита чипов притормозила свою деятельность та же General Motors и по итогам года ожидает около 

2 миллиардов долларов убытков. И это только один из пострадавших. Опять же, не говоря о рядовых потребителях. Впрочем, когда проблемы ковбоев и темнокожих волновали шерифов? Американская демократия умудрялась успешно уживаться даже с рабством. А рост цен на потребительские товары уж как-нибудь истеблишмент в Вашингтоне переживет. 

Впрочем, история с чипами — только одна из череды многочисленных санкций, которые сегодня являются ключевым регулятором мировой экономики. Про принципы ВТО все уже давно забыли. Даже если про них вспоминают, то трактуют весьма широко и вольно. Проблема-то в том, что инициаторами санкций являются мировые финансово-экономические центры — США и ЕС. И вводят они различные надуманные ограничения с одной целью — оградиться от конкуренции третьего мира, который начинает наступать на пятки. Более того, своим социально-экономическим устройством бросает вызов патриарху тотального либерализма Фрэнсису Фукуяме. На возведенных им в ранг религии постулатах несколько десятилетий выстраивался глобальный миропорядок. К этим концепциям и раньше было много вопросов. Но пандемия ярко и рельефно продемонстрировала не совсем человеческое лицо либерализма. В развитых демократиях, несмотря на весь декларируемый плюрализм и зависимость политиков от электората, коронавирус ударил больнее всех по малоимущим, среднему классу. Представители деловой аристократии не только не пострадали, но даже процветают. Аргументов в подтверждение правильности курса развитого капитализма уже и не осталось. Остается только дубинка. Санкционная. И борьба за мифическую демократию, куда уж без нее. 

В декабре прошлого года Вашингтон запретил крупнейшему мировому производителю чипов — китайской корпорации SMIC — поставлять технологическое оборудование.
prosvet.press

Во-первых, чтобы другим странам подножку подставить. Ведь непорядок полный, если Китай, Россия и даже Беларусь (а так бы и было, если бы не внешнее давление) выскочили из кризиса быстрее стран, относящих себя к «экономическому совершенству». Во-вторых, санкции бьют по одним компаниям, секторам, отраслям или странам, но обогащают другие. Если бы не было целой радуги санкций, какими были бы позиции доллара? А евро? А их ценных бумаг? Аналитики дружно говорят: в курсе российского рубля, например, до десяти процентов занимает премия из-за санкций. Аналогичная история с другими валютами и ценными бумагами третьих стран. Куда бы помчались инвесторы, если бы была реальная конкуренция, — на американский рынок (там уже слишком много «виртуальных компаний» — штаб-квартира есть, а производства нет) или в Китай, Россию, Беларусь и другие страны, которые умеют работать и головой, и руками? Поэтому санкции — это чуть ли не единственный механизм конкурентоспособности западных экономик. Другой вопрос, что его ресурсы тоже не бесконечны. Так называемый третий мир из-за ограничений умирать не собирается, скорее начинает выстраивать деловые связи в обход мировых центров. Да, навигация новая, незнакомая, в каких-то моментах сложная, но возможная. Другой вопрос: а что будут делать «санкционные смотрители»? Будет ли кому-то нужна их сервисная экономика, которая обслуживала финансово-товарные потоки других государств? Вот об этом стоило бы задуматься правительствам, приверженцам «жестких мер». А тем более их выборщикам. Крайними, исходя из любимого в тех местах либерализма, окажутся все равно они.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter