Отписка с пропиской

Юля Пташник вышла замуж.
Юля Пташник вышла замуж. В самом этом факте нет, собственно, ничего заслуживающего внимания газеты. Вышла и вышла - дай ей Бог любви и благополучия в семейной жизни.

Однако...

Юля написала письмо в редакцию. А значит, ей нужно ответить - отреагировать. Юля Пташник - инвалид детства. Она - глухонемая. Родилась в Гродно, окончила школу для слабослышащих детей в Кобрине и 6 лет работала слесарем, штамповщицей, маляром по металлу, токарем. То есть Юля вовсе не лодырь, жизнь у нее была нелегкая. И ее замужество у любого нормального человека должно вызвать в душе теплое чувство: "Есть все-таки справедливость, вот, повезло девушке, замуж вышла. Дай ей Бог!.." Но слова эти замирают в гортани, когда читаешь письмо. Муж Юли работает зубным техником в поликлинике в Боровлянах. Живет и прописан в общежитии этой поликлиники. И... молодой женщине запрещают поселиться с мужем и прописаться в общежитии. Без прописки она не может найти работу. Зарплаты мужа на жизнь не хватает. К чему может привести такая ситуация, тоже абсолютно ясно - "любовная лодка разбилась о быт". Юля это понимает и потому яростно борется за свое счастье, за свою семью. Она просит ей помочь. Письмо, которое она написала в редакцию, не первое. "Осталась последняя надежда на Вас. Мне некого больше просить", - пишет Юля.

У редакции нет жилого фонда. Мы не занимаемся пропиской. Единственное, что может редакция, - обратиться к местной власти, в компетенцию которой входит решать подобные проблемы. Так мы и поступили - направили Юлино письмо в Минский районный исполнительный комитет с просьбой помочь, по возможности, молодой женщине-инвалиду.

Из Минского райисполкома нам ответили: "Муж заявительницы прописан в комнате 810 общежития N 5 в поселке Лесной и занимает койко-место в данном жилом помещении. Так как гр. Пташник И.В. - супруг заявительницы - занимает койко-место, а не изолированную комнату в общежитии, предназначенную для проживания семей, отказ администрации общежития в прописке и проживании гр. Пташник Ю.Н. является правомерным". Выражают сожаление, что "в настоящее время в общежитиях пос. Лесной не имеется свободных мест, правом распределения которых обладают Минский районный исполнительный комитет, УЗ "Минская областная клиническая больница" и ПКУП "ЖКХ-Боровляны". Следовательно, на данный момент решить вопрос о прописке гр. Пташник Ю.Н. положительно не представляется возможным". И подпись - зам. председателя исполкома С.И.Чаплинский.

Я понимаю, с точки зрения буквы закона вы, уважаемый товарищ Чаплинский, наверняка правы. И я вовсе не собираюсь призывать к доброте и милосердию. Уверен, вы - человек и добрый, и совестливый, и готовый прийти на помощь, правда, в рамках вашей юрисдикции. Поэтому поговорим о юрисдикции.

Помните, когда-то вышел на экраны фильм "Горячий снег" по повести Юрия Бондарева? В этом фильме была сцена, когда пожилой, битый жизнью генерал встречает оставшихся в живых после смертельно-жестокого боя артиллеристов, остановивших танковый прорыв немцев под Сталинградом. Генерал принимает решение своей властью наградить героев. Он идет вдоль строя и вручает им ордена Красного Знамени, повторяя: "Все, что могу! Все, что могу!.."

Почему я вспомнил этот фильм и эту сцену в нем? Потому, что в ней для меня сконцентрировались смысл и философия того, что называется властью. У генерала было право посылать людей на смерть. И у него была инструкция, положение о том, какова процедура награждения. Генерал эту инструкцию знал: наградной лист, инстанции, утверждение в политотделе. В инструкции, однако, не было прописано, до каких пределов должны люди проявлять стойкость, мужество и героизм. Поэтому генерал, оценив величие содеянного артиллеристами, принял решение нарушить инструкцию и превысить свою власть...

Нынче не война, вы не генерал, да и Юля Пташник не вела огонь по вражеским танкам. Однако, согласитесь, и там, в кино, и тут, во вверенном вам районе, решается вопрос жизни и счастья человека. Ваши сотрудники, не облеченные вашей властью, добросовестно подготовили ответ на письмо из редакции - и вы его подписали. Все правильно - они поступили так, как позволяла им их толика ответственности. Но вы-то можете больше, вам дано больше! Поэтому хочу спросить: положа руку на сердце повторите ли вы слова того генерала из фильма? Конечно, делать добрые дела в рамках вверенного вам района вовсе не то же самое, что проявлять справедливость и мужество на полях сражений. Генералу нужно было посылать людей на смерть, вам же достаточно выяснить, как, не нарушая закона, положений и инструкций, все же решить вопрос с пропиской молодой женщины-инвалида. И это сделает Юлю Пташник счастливой.

Я понимаю, вы можете возмутиться, мол, журналист подбивает нарушить инструкцию. Так ведь не на смерть человека посылаете и не орден ему даете - даете шанс, причем вполне в русле политики поддержки молодых семей, о чем сегодня немало говорят на самом высоком государственном уровне. Нет, думаю, никто вас не упрекнет, если вы просто по-человечески поможете Юле Пташник.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter