Валентина Терешкова, Петр Машеров, Уго Чавес, Иосиф Кобзон, Никита Михалков: кому еще пришлись по душе работы известного минского мастера Юрия Адамовича

Отпечатки золотых рук

Имя белорусского мастера холодной чеканки Юрия Адамовича известно не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Его творения уникальны, ведь старинную технику чеканки минчанин соединил с резьбой по дереву. Больше такими навыками в Беларуси и в странах ЕС не владеет никто. Его работы хранятся в музеях и личных коллекциях. Их заказывали для Петра Машерова, Валентины Терешковой, Уго Чавеса, Иосифа Кобзона и даже Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Почти за полвека Юрий Адамович создал около 9,5 тысячи работ. Одна из самых дорогих стоила 15 тысяч евро. Корреспондент «Р» узнала секреты редкого ремесла.

В руках Юрия АДАМОВИЧА металл очень пластичный: из него, словно из глины, можно выковать что угодно.

«Я самоучка»


Златокузнец Юрий Адамович в своих работах пытается возродить дух и технику обработки металла Великого княжества Литовского. Оригинальные работы мастера находятся не только у глав стран Восточной Европы, но и у самого Папы Римского.

— Злотник — это редкая профессия. Нас таких в Беларуси всего трое, — подсчитал Юрий Адамович. — Когда-то я делал корпуса часов, деревянные, резные. Сейчас работаю в технике холодной ручной чеканки. Именно в такой технике делали иконостасы в XV—XVI веках на территории Великого Княжества Литовского. Это утраченная техника и очень трудоемкая.

Делать приходится самые разные вещи: медную посуду и винные бутылки, а также детали рыцарской или военной одежды XIII—XVII веков, которые рыцарские клубы используют как элементы декора. Случалось восстанавливать военную форму XVIII—XIX веков: эполеты, знаки отличия, кирасы, головные уборы и их элементы… Но главная страсть Юрия Адамовича — чеканки на деревянной основе. Технологически они выполнены в смешанной технике, объединяющей в себе два вида искусства: резьбу по дереву и чеканку. Причем чеканку нескольких видов — холодную, ручную, прорезную и объемную.



— Я самоучка. Всю жизнь рисовал, лепил, резал из дерева. В 1970-е годы научился чеканке. Она тогда была крайне модной, — Юрий Адамович вспоминает, как прикипел к столь редкому ремеслу. — Примерно в те годы сделал свою первую работу. Как сейчас помню, украшал чеканкой дверь для музея Якуба Коласа. Я расписал ее белорусским орнаментом.

Начинающий злотник заметил, что в умелых руках металл очень пластичный. Из него, словно из глины, можно выковать что угодно. В отличие от других материалов он еще и долговечный. Освоение метода чеканки шло как по маслу, и уже спустя два года Юрий Адамович работал художником по металлу на Минском художественном комбинате. Ремесло в то время было крайне прибыльным. За пять месяцев мастер накопил на свои первые «Жигули». С тех пор прошло более полувека. За это время он сделал около 9,5 тысячи работ. Его смело можно назвать плодовитым мастером. Сейчас в год он создает до 260 изделий.

— Мастерство приходит с опытом. С каждой новой работой техника совершенствуется, а фантазия подкидывает новые идеи. Главное, чтобы каждая следующая работа была лучше предыдущей, — мастер поделился секретом успеха.

Юрий Адамович прекрасно знает народные ремесла и традиции, увлекается историей и литературой. У него имеется огромная домашняя библиотека. Ее он собирает с шестого класса. В ней уже около 5 тысяч томов по истории и искусству. А как иначе? Дьявол кроется в деталях, а заказы бывают разными. Чтобы не попасть впросак, нужно знать все нюансы, от расположения маховых перьев на крыльях орла до количества пальцев на лапах ящерицы. Работая над фигурой животного, художник ищет максимальное количество снимков в разных ракурсах, чтобы все было исторически или анатомически достоверно.

С белорусским колоритом


Сюжеты работ мастера заслуживают отдельного внимания. Зачастую идею ему подсказывает хобби клиента. Охотники заказывают животных — волков, кабанов. Для подарка иностранцу просят работы с белорусским колоритом. Отчего зубры и аисты — завсегдатаи полотен Юрия Адамовича. Он и сам старается вносить в творчество белорусские мотивы. В его портфолио есть композиция «Семь гномиков». На ней он облачил диснеевских персонажей в костюмы «Песняров». Каждую работу художник делает оригинально, с душой, даже если это копия. Каждый раз это другое дерево, другая обработка металла. Новая работа никогда не повторяет предыдущие.



— Некоторые панно выходят на одном дыхании, над другими приходится попотеть. Люблю делать творческие вещи, где есть место для фантазии. Однажды мне поступил заказ сделать волка, который любит петь, но не любит пение, — Юрий Адамович вспоминает неординарный заказ. — Причем волк должен быть не просто волк, а волк в смокинге, с бабочкой. Заказчик от работы остался в восторге!

Работает Юрий Адамович в своей мастерской под Несвижем. Рассматриваю полки, на которых живут десятки инструментов: зубила, молотки, плоскогубцы… Среди них — старинные ножницы. Им лет 150, но режут гораздо лучше современных. Ими минчанин может сделать любую работу.

— Идею этого молотка подглядел у космонавтов, — Юрий Иосифович берет в руки один из своих инструментов. — Такой молоток не отскакивает даже в невесомости. Боек полый, внутри свинцовая дробь. Свинец — при ударе он не пружинит, да и деревянные ручки резцов не разбивает. Этой киянке сорок лет, а она как новая.

Полотна состоят из мелких фрагментов. На отдельных работах их более двух сотен. Каждая деталь изготавливается индивидуально, затем вырубается, шлифуется и подгоняется к остальным. После подгонки они обрабатываются кислотами, полируются, собираются в единое целое и спаиваются. В качестве основы, на которую крепит металлические элементы, мастер использует резное дерево. В результате работы получаются объемными, барельефными, словно маленькие скульптуры.

Юрия Адамовича можно смело назвать мастером на все руки, ведь его работы — это микс нескольких видов обработки металлов. Здесь чеканка, ковка, слесарная работа, пайка, сварка… К слову, о металлах. Во времена ВКЛ злотники чеканили из драгметаллов — золота и серебра. Сегодня металлические детали выполняются в основном из латуни или меди как наиболее соответствующих по тону деревянной части работы. Причем на одном панно могут уживаться несколько металлов. Например, на двух работах с изображением рыбок, которые Юрий Адамович выполнил для продюсера группы «Ласковый май» Андрея Разина, скомбинированы сразу четыре вида — медь, латунь, мельхиор и серебро.

Орел для принца


Мастерство Юрия Адамовича тяжелое во всех отношениях. Самая большая работа размером 240 на 60 сантиметров весит 27 килограммов и висит на стене в его доме. Мастер признается, что большие работы делает редко: их тяжело перемещать. Недавно художник побывал в ОАЭ. С собой взял тридцать работ. Для их транспортировки изготовили специальные ящики, чтобы во время погрузки в аэропорту полотна не повредились. И хотя сами работы довольно компактные, каждый ящик весил 13— 17 килограммов.



Работы Юрия Адамовича находятся более чем в 100 странах мира. Они неоднократно выступали в качестве подарков, призов, наград на различных торжественных мероприятиях, в том числе и самого высокого уровня. Золотой орел для наследного принца Абу-Даби, великий китайский дракон для Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, зубры для президента Венесуэлы Николаса Мадуры… Юрий Адамович и не думает останавливаться на достигнутом. Он продолжает творить работы, которые пополняют частные и музейные коллекции. Напоследок интересуюсь, сколько же стоят такие чеканки.

— Самую дорогую работу продал за 15 тысяч евро, — отвечает мастер. — Но это исключение, многие изделия отдавал за небольшие деньги. Приятно, когда работа уходит в мир. Люблю дарить, даришь-то всегда от души.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter