Отношением к отеческим гробам измеряется сила нашей нравственности

В ВИТЕБСКЕ вандалы осквернили надгробия на пяти семейных захоронениях, милиционеры разыскивают виновных. В крупском Староселье вандалы уничтожили шесть памятников. Оперативники по горячим следам нашли подозреваемых. Те, оказывается, приехали погостить к бабушкам. Великовозрастные балбесы, а им по 20 с лишним лет, видимо, заскучали и продемонстрировали блестящую физическую форму и редкие умственные способности на кладбище... В поставском Груздово около сотни надгробных памятников разбили школьники. Один из зачинщиков — ученик третьего класса.

Этот вид преступления не остается безнаказанным. Правоохранители оперативно устанавливают личности и задерживают злоумышленников. К примеру, вандалов, разрушивших в прошлом году 63 (!) надгробия в пригороде Полоцка, взяли под стражу по горячим следам. Как и 26-летнего жителя лунинецкой Лахвы, надругавшегося над братской могилой. Сотрудники милиции почти сразу его установили, а уже через несколько месяцев районный суд рассматривал на открытом заседании уголовное дело.

В чем истоки всего этого? Не хватает эмоций и точек приложения дурной, извините, силы? Или кладбище давно уже перестало быть местом скорби? Дети, что, не знают, что погост — место святое? Или родителям недосуг показать им могилы родственников, рассказать о предках, объяснить, растолковать, что посягательство на кресты и памятники – святотатство, грех тяжкий? И что все цивилизованные страны, в том числе и Беларусь, защищают покой усопших законодательно, и тем, кто его потревожит, грозит кара.

Похоже, так и есть: большинство кладбищенских вандалов — несовершеннолетние. Вспоминается давняя история, когда в Новогрудке две 14-летние школьницы осквернили часовню и монумент на кладбище. Обе из благополучных семей, к ответственности раньше не привлекались.

Да, родители полностью возместили нанесенный ими ущерб. Учтены положительные характеристики девочек по месту учебы. Да и сами они полностью раскаялись в совершенном и сотрудничали со следствием. Только я лично до сих пор не могу понять, как мог оказаться вместе с такими подростками на полоцком кладбище... педагог, который по решению суда получил 10 лет лишения свободы. Если сейчас именно это называется сеять разумное, доброе, вечное, то, извините, как говорил поэт: «Остановите землю, я сойду».

А «черные риелторы» под Могилевом, которые подзахоранивали убитых ими людей в старые могилы. На такое способны люди, потерявшие человеческий облик. Впрочем, и получили по заслугам: кое-кто из них, очень даже вероятно, сам упокоится в безымянной могиле.

У нас много кладбищ старинных, старых памятников на них – тоже. У некоторых усопших уже и родственников в живых нет, ухаживают за могилами местные жители: не смотрят, где свой, где чужой, стараются ничего не разрушить и все сохранить. Надо заметить, что сельсоветы содержат погосты в надлежащем порядке. В прошедшие годы там, где требовалось, устанавливались ограждения, спиливались старые деревья, организовывался вывоз мусора. Однако разве один председатель сельсовета или участковый уследит за каждым кладбищем, если на подотчетной территории их десяток, а то и больше.

Меньше двух месяцев осталось до дня памяти предков — «Дзядоў». Прежде чем сесть за поминальный стол, сельчане заранее приведут в порядок погосты – уберут листву, покрасят изгороди, обкосят траву. Думаю, родителям нужно чаще брать своих молодых чад на малую родину — к бабушкам и дедушкам, а не оставлять за компьютером в городе. И не только картофель выкопать да свеклу подергать. Поклониться предкам, помочь прибрать места захоронений. Польза от этого должна быть: не могут молодые люди не понять, что же это за место такое, кладбище.

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter