«Отнесите меня в… центр занятости»

Пора  покончить  в  нашем  терпимом,  толерантном  обществе  с  социальным  иждивенчеством  и  эгоизмом

Пора  покончить  в  нашем  терпимом,  толерантном  обществе  с  социальным  иждивенчеством  и  эгоизмом

Уверена: давно известная истина, что о любом государстве судят по его отношению к   самым  социально уязвимым категориям населения — детям и пожилым людям, никогда не перестанет быть таковой. И, видимо, это вдвойне справедливо по отношению к детям, лишенным детства по вине их родителей. Сегодня в нашей стране более 30 тысяч сирот при живых родителях, забота о которых до принятия  Декрета  Президента № 18
от 26 ноября 2006 года «О  дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» полностью лежала на плечах государства. А  родителей-«кукушек» тем временем в большинстве случаев волновала и продолжает волновать проблема иная: где раздобыть деньги на бутылку «Крыжачка» или самогона?
 

В 2006 году  районные и городские суды республики вынесли около 23 тысяч решений в отношении граждан, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Более 18 тысяч из них на этот момент нигде не работали и, естественно, компенсировать затраты государству не могли.  Этим горе-родителям территориальные органы службы занятости  должны оказывать содействие в трудоустройстве. Помочь с работой такому количеству безработных, тем более не горящих желанием исполнять свой родительский долг, хотя бы  частично – задача  непростая по многим причинам. 

Однако решать ее надо. И первые итоги этой совместной работы государственной службы занятости, правоохранительных органов нанимателей далеко не радуют и заставляют искать решение проблемы еще более настойчиво. С этой целью в Министерстве труда и социальной защиты состоялся республиканский семинар, участие в котором приняли представители Министерства юстиции, Верховного суда, МВД, комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома. Усилия и взаимодействие всех заинтересованных должны быть направлены в первую очередь на возвращение детей в семьи, на восстановление семьи. Есть, кстати, уже немало фактов и примеров  восстановления женщин в родительских правах, возвращения детей в семью. 

Но без мер принудительного характера все же не обойтись. В прошлом году была установлена броня на трудоустройство 1685 граждан этой категории. Ранее, напомню, бронирование рабочих мест предусматривалось для тех, кто не мог на равных конкурировать на рынке труда: подростков, многодетных матерей, инвалидов  с рабочей группой, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, переселенцев с загрязненных территорий. Теперь государство пошло навстречу горе-родителям, но… Из большого списка в 18 512 человек, на которых поступили решения судов в службы занятости, только каждый четырнадцатый явился в центр занятости за содействием в трудоустройстве (что вовсе не означает, что он с радостью принял  его предложение и стал работать). А вот остальных 15 600 горе-родителей  сотрудникам правоохранительных органов пришлось разыскивать и  доставлять в центры занятости: привозить, приводить, а некоторых и… приносить (в самом прямом смысле этого слова), так как уже в десять-одиннадцать часов утра они были не в состоянии самостоятельно передвигаться по известной причине… Трудоустроить удалось в итоге  только каждого третьего – всего  850 человек, из них в счет брони — 340, на временную работу — 100,  на общественные оплачиваемые работы  — 482 человека.   

Заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского обл­исполкома Николай Глушонок, как и все его коллеги, озабочен  сложившейся ситуацией:       

— Представьте себе такую картину. Начинает инспектор работать с этой категорией лиц. И тут выясняется, что у половины из них отсутствуют  паспорта и трудовые книжки, так же как и деньги для оформления документов и прохождения медицинского обследования для дальнейшего трудоустройства. У некоторых  нет прописки и даже гражданства. 70—80 процентов обязанных лиц не имеют никакой специальности, или же они давно утратили профессиональные навыки. Мотивация к труду и к профессиональному обучению крайне низка или вообще отсутствует. Например, в  Витебской области из 547 человек, обратившихся в центры занятости, 94 вообще отказались от всех видов трудоустройства.  И самое сложное — где и как найти такому, извините, горе-папаше высокооплачиваемую работу, чтобы и государству возместить расходы на содержание его детей,  и треть заработной платы оставить ему самому? 

Дополню эту печальную статистику: по республике в прошлом году   от всех видов трудоустройства (постоянная работа, временная занятость, общественные оплачиваемые работы)  отказалось 436 граждан этой категории. Так, в Солигорске  по состоянию на 21 февраля 2007 года было вынесено 27 решений судов по таким лицам, но из них 7  человек вообще не явились в центр занятости, 11, получив место работы, так и  не «осчастливили» нанимателя своим появлением, 9 – начали проходить  медкомиссию для дальнейшего трудоустройства. 

В Гомельской области решением облисполкома утвержден перечень из 973 организаций всех форм собственности для трудоустройства обязанных лиц, установлена бронь, однако, несмотря на все принимаемые меры, возмещение расходов на детей-сирот и оставшихся без попечения родителей составило всего 13 процентов. Аналогичная ситуация и в других областях страны. 

Сегодня в местах лишения свободы находится 1 200 человек, лишенных родительских прав, на лечении в лечебно-профилактических профилакториях – 110, в исправительных учреждениях открытого типа (так  называемой химии) – 79. Так вот, только в последних среднемесячная заработная плата осужденного составляет 200 тысяч рублей, а в первых двух – 70 и 84 тысячи соответственно. Не надо быть математиком, чтобы посчитать мизерный размер  суммы, вычтенной  из зарплаты, для возмещения государству. Вероятно, есть смысл прислушаться к предложению заместителя председателя комитета по труду и соцзащите Минского обл­исполкома  Валентины Мироновой: направленную для лечения в ЛТП  эту категорию граждан (а она составляет большую часть там находящихся) активнее привлекать к работе, пусть и под присмотром милиции. Фронт работ, не требующих особой квалификации и опыта, есть в строительной отрасли, лесной, организациях жилищно-коммунального хозяйства, аграрном секторе.          

Специалисты служб занятости, каждое утро обзванивая предприятия, куда накануне были направлены их «подопечные», в 75—80 процентах случаев узнают, что к месту работы они так и не прибыли. Да и   появившиеся чаще всего через три-пять дней бесследно исчезают в неизвестном направлении. И снова все идет по кругу: сотрудники правоохранительных органов проводят оперативно-розыскные действия, найденных беглецов загружают  в автобус, привозят на рабочее место… 

Среди горе-мамаш и горе-папаш выявляется немало таких, в отношении которых отсутствует основание для их трудоустройства. Например,  больных туберкулезом, страдающих алкоголизмом или наркоманией. Первое, что надо сделать в отношении этих людей, — определить их на лечение, а не на работу. Встречается немало лиц с нерабочей группой инвалидности, беременных женщин, лиц без прописки или гражданства. Трудоустроить их, не нарушая законодательства, невозможно. К сожалению, известно несколько фактов, когда районные суды выносили решения об обязательном возмещении расходов на детей в отсутствие самих родителей. Такие факты имели место в Новогрудском, Лидском, Борисовском районных судах, суде Первомайского района Минска. Сотрудники милиции, затратив немало времени и сил, впоследствии  выясняли, что кто-то из них умер, кто-то находится в тюрьме, кто-то тяжело болен, а женщина, лишенная родительских прав на двоих старших детей, находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-летнего возраста. И вот здесь еще одна проблема, требующая незамедлительного решения: сбор первичной информации о таких гражданах должен производиться более оперативно и тщательно  органами опеки и попечительства, здравоохранения, правоохранительными органами и к моменту судебного заседания находиться у судьи. 

Известно, что белорусское общество толерантно, терпимо. Однако надеяться на пробуждение совести и чувства ответственности у многих родителей-отказников по отношению к своим же детям не приходится. Пора прекращать с социальным иждивенчеством и эгоизмом. Декрет Президента № 18 тому подтверждение и руководство к действию.             

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter