Отметка на барометре доверия

В течение последних недель в новостных лентах появилось сразу несколько важных тем, касающихся бизнеса. Одна из основных — прошло заседание Совета по развитию предпринимательства при Президенте, главной темой которого стало обсуждение принципа презумпции добросовестности во взаимодействии государства и бизнеса. Мероприятие активно комментировали и СМИ, и эксперты, и бизнес. Но были и другие «вести с полей», которым уделили не так много эфирного времени. 

pixabay.com

Так, на прошлой неделе Конституционный Суд предложил Совету Министров подготовить проект закона об изменении Закона «О нормативных правовых актах» и внести его на рассмотрение в Палату представителей. На первый взгляд, новость не так уж и впечатляет, но у этого решения длинная предыстория. Инициаторами обращения в Конституционный Суд стали Белорусская научно-промышленная ассоциация и Республиканский союз промышленников и предпринимателей. Председатель БНПА Александр Швец объясняет: сейчас нормы законов, делегирующие органам исполнительной власти право давать разъяснения по вопросам применения законодательства, не определяют правовой статус таких разъяснений. То есть не оговаривают их нормативный характер, не устанавливают ответственность за неисполнение, не гарантируют субъектам хозяйствования судебную защиту их прав и интересов. В общем-то, такие разъяснения носят рекомендательный характер и не обязательны для применения. 

Пока в стране действует такая схема: предприниматель пишет запрос в госорган, чтобы получить разъяснение, как применять ту или иную норму закона к своему бизнесу. Получает ответ от конкретного министерства и действует согласно полученным инструкциям. Но это не гарантирует, что к нему потом не возникнут вопросы у проверяющих органов. Профильное министерство при этом никакой ответственности не понесет, потому что его письма имеют рекомендательный характер. Бывает и такое, что из одного и того же ведомства могут прийти два противоречащих разъяснения в течение нескольких месяцев. И опять-таки оба носят рекомендательный характер. В суде такой документ в качестве аргумента для защиты не используешь. 

Александр Швец уточняет: «Главная цель, которую мы преследуем в своей работе по совершенствованию нормативной базы, — создание стабильных, ясных условий для ведения бизнеса, установление атмосферы доверия между бизнесом и государством». Председатель БНПА несколько раз подчеркивает этот посыл — создание атмосферы доверия. Ведь только в случае четкой и предсказуемой правоприменительной практики законы в стране будут работать на благо экономики. Люди должны жить лучше, а это возможно, если будет четко очерченный экономический рост. Экономический рост, который базируется только на государственных бюджетных инвестициях, не перспективен, убежден эксперт. Элементом прорыва является привлечение прямых иностранных инвестиций, а для этого должны быть доверие к власти, предсказуемость экономической политики, судебной системы, правоохранительных органов. Доверие — вот тот самый ключ к решению проблем роста нашей экономики. 

Решение Конституционного Суда — это только первый шаг, и оно тоже носит рекомендательный характер. Промежуточная победа, по мнению главы Белорусской научно-промышленной ассоциации. Впереди еще долгий процесс: сначала Совет Министров должен подготовить проект изменений в Закон «О нормативных правовых актах», а потом внести его на рассмотрение в Палату представителей. Скорее всего, это дело не одного года и даже не двух. Но решение Конституционного Суда дает вполне четкий сигнал бизнесу, что его услышали. 

mich@sb.by
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter