Украина изо всех сил призывает к бойкоту русской культуры, но пока не все идет по плану

Отменить неотменимое

Некогда авторитетное издание The Guardian недавно окончательно обрушило свою репутацию в глазах людей думающих — на его страницах появился материал одиозного украинского министра культуры Александра Ткаченко, в котором он призвал забыть о русской культуре как минимум до окончания текущего кризиса. The Guardian — ведущая газета Великобритании. То, что публикуется на ее полосах, так или иначе выражает позицию не только политического истеблишмента Туманного Альбиона, но и в целом иллюстрирует тренды, правящие бал в англосаксонском мире. Поэтому появление опуса Ткаченко, увы, симптоматично — Запад берет курс на окончательное решение «культурного вопроса» и выходит на новый виток русофобии.

Экологические активисты закидали здание «Ла Скала» красками.

Манифест невежества

Теперь предлагается прекратить исполнение Шостаковича, Чайковского, Рахманинова и других гениальных композиторов, бойкотировать легендарный русский балет и другие формы культуры, которые, по мнению киевского горе-деятеля, использовались «кремлевцами для оправдания своей ужасной спецоперации».

Правда, каким именно образом постановка «Лебединого озера» в Германии или Италии помогает повысить мотивацию, например, бойцов российской армии, сражающихся под Марьинкой или Бахмутом, неясно. Впрочем, когда это представители украинской политической элиты утруждались объяснением логики своих поступков?

Кампания по отмене всего русского началась еще в феврале, после старта российской СВО в Украине, и ознаменовалась невиданными со времен существования Третьего рейха проявлениями ксенофобии по отношению к одной из культур, имеющей подлинно мировое значение. Причем, что характерно, гонениям подвергались не только деятели искусств, проживающие в России и поддержавшие вынужденный шаг Кремля, — были отменены концерты пианиста Александра Малофеева с Монреальским симфоническим оркестром, даже несмотря на то что музыкант практически сразу выступил с критикой военной операции. Попала под неумолимый каток «культурных» репрессий и сопрано Анна Нетребко, которой запретили петь в нью-йоркской «Метрополитен-Опера» за то, что публично не осуждала российского лидера.
Впрочем, даже сделанное 31 марта на странице в Facebook категорическое осуждение СВО не помогло. Директор «Метрополитен-Опера» Питер Гельб заявил, что будет готов к разговору, только когда увидит, что Нетребко полностью дистанцировалась от Путина. Поэтому текущий сезон звезда проводит в Венской опере. За океаном ей не рады, да и возможности провокаций в Европе тоже никто не отменял.
И это только малая толика примеров самых настоящих репрессий, которым подвергаются и артисты, и само культурное наследие России на Западе. Причем в некоторых регионах оно принимает совсем уж гротескные формы — например, в городе Бохум, что в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, анонсирован показ «Лебединого озера», который обозначен как жемчужина классического украинского балета, а в афише упор сделан на то, что танцуют перед зрителями исключительно украинцы.

Культурная Реконкиста

С одной стороны, такую, мягко говоря, подмену можно вполне рассматривать как один из элементов вытаптывания русской музыки и балета из общеевропейского и мирового культурного пространства — примерно этим же занимались нацисты, когда сжигали книги Маркса, Достоевского и Толстого. С другой — украинцы пытаются занять освобождаемое место, но из-за критического недостатка собственных произведений мирового уровня занимаются подобным подлогом. И наконец, с третьей, европейской стороны, такие казусы служат лучшим доказательством того, что, несмотря на масштабную кампанию по пропаганде ненависти, зрителя по-прежнему привлекают шедевры русской культуры.

Сейчас, спустя девять месяцев развязанной на Западе разнузданной борьбы с любым инакомыслием, интерес крупнейших мировых культурных центров к русскому искусству вновь растет. На это, кстати, в уже упомянутой статье слезно пожаловался Ткаченко. Мол, многие театры и культурные центры, которые ранее отказывались исполнять русскую музыку или сотрудничать с российскими артистами, поддерживающими спецоперацию, возобновили связи с ними.

Так, на минувшей неделе всемирно известный оперный театр «Ла Скала» открыл новый театральный сезон произведением Модеста Мусоргского «Борис Годунов», чем навлек на себя гнев проукраинских и (внезапно) экологических активистов. Первые провели у входа унылый перформанс с плакатами и традиционными воплями русофобского содержания, вторые закидали здание красками — так они выразили свое негодование прибытием на премьеру топ-чиновников Евросоюза и Италии.

Новый сезон в «Ла Скала» открыли оперой «Борис Годунов».
Кстати, о тех, кто был: премьеру русской оперы посетили председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент и премьер-министр Италии Серджио Маттарелла и Джорджа Мелони.
Они, о ужас, проигнорировали письмо украинского консульства в Милане, требовавшего отменить постановку. Наверняка очень мучились, но желание насладиться великой оперой Мусоргского пересилило чувство солидарности с Украиной.

Страшное оскорбление нанесла самолюбию украинствующих русофобов и компания Bentley, производящая дорогие автомобили премиум-класса. В недавно опубликованном рождественском видеоролике рабочие завода собирают очередной суперкар под музыку из «Щелкунчика» Петра Чайковского. Теперь чиновники из «незалежной», пойманные за руку на растратах американской финансовой помощи, должны в обязательном порядке, и лучше всего публично, отказаться от продукции Bentley.

Триумф крысиного короля

А вот поляки, многие из которых привыкли всей семьей перед Рождеством смотреть «Щелкунчика», в этом году почти наверняка останутся без него — польские театры массово отменяют постановку балета. Уже подтвердили, что в этом году не покажут зрителям красочной истории о приключениях Клары и принца Национальная опера, Новая опера, Большой театр в Познани и ряд других. В качестве замены в праздничные дни предлагают посмотреть малоизвестный балет «Дон Кихот» или же совсем не рождественского «Дракулу».
Отмена «Щелкунчика» ударит не только по театральным бюджетам — традиционно в зимние праздники люди шли смотреть балет целыми семьями, — но и по воспитанию польской молодежи.
Хореограф Роберт Бондара, руководитель балета познанского Большого театра, убежден, что для молодежи именно это произведение связано с первым походом в театр. Теперь же взамен бессмертного творения Чайковского предлагаются неплохие, но далеко не такие известные и совершенно не вписывающиеся в праздничную атмосферу постановки. Все это сделает польскую молодежь еще беднее в культурном плане, не позволит ей в полной мере приобщиться к мировому балетному достоянию.

Впрочем, как бы ни были комичны некоторые выпады украинских и европейских политиков, картина вырисовывается нерадужная. Через отмену русской культуры экзистенциальный противник стремится изгнать из массового коллективного сознания европейцев само восприятие русских как нации, которая дала миру тысячи выдающихся писателей, живописцев, композиторов, музыкантов и танцоров. Следующим шагом после такой отмены культуры неизменно станет поражение в правах и расчеловечивание всех, кто изъясняется на великом и могучем, с вытекающими последствиями. Иными словами, русским в XXI веке готовят судьбу европейских евреев ХХ века.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter