Выяснили, как люди находят работу в другой местности и в каких случаях государство поможет переехать

Отличные виды на жительство!

Не у всех получается следовать народной мудрости «Где родился, там и пригодился». Да и каждое последующее поколение более мобильное, чем предыдущее. Одни смело переезжают из города в село, невзирая на то, что о жизни в деревне имеют смутное представление, другие и вовсе перебираются в другую страну. Истории переселения и актуальные тренды внешней и внутренней миграции в Беларуси узнала корреспондент «Р». 

История первая. Из областного центра — в деревню

Анна Григо родилась и жила в Могилеве. Она строитель, однако полноценно реализовать себя по специальности не довелось — с тремя несовершеннолетними детьми сложно совмещать профессиональные нагрузки. С гражданским мужем отношения не сложились, и женщина в один прекрасный день оказалась со всеми своими наследниками без жилья. В кризисном центре территориального центра социального обслуживания населения мать с детьми вынуждена была провести аж три с половиной года вместо шести месяцев, регламентированных законодательством. Выход из сложной жизненной ситуации просматривался один — необходимо было найти постоянную работу с предоставлением жилплощади.


Специалисты рассказали Анне, что в стране есть программа по содействию занятости: можно переехать в другую местность с трудоустройством и предоставлением жилья. Человеку не только найдут работу и крышу над головой, но государство поможет также с переселением, окажет денежную помощь. Возместят все затраты на переезд (расходы на транспорт, перевоз имущества и суточные), а также выплатят сумму в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума. И все это на основании трехстороннего договора: между гражданином, нанимателем и органом по труду.

Несмотря на то что вакансий с переездом нашлось немало, потенциальные работодатели не горели желанием заключать с многодетной матерью договор. Во-первых, большинство предложений было от сельскохозяйственных организаций, которым требовались доярки, зоотехники, ветеринары, а Анна по специальности строитель и с небольшим опытом работы поваром. Во-вторых, смущал семейный статус: мужа у женщины нет, а дочка и двое сыновей еще несовершеннолетние. Мол, это гарантированный вариант бесконечных больничных.

Но в ОАО «Михеевка-Агро» на Дрибинщине кандидатуру одинокой многодетной мамы одобрили. В итоге Анна Григо стала заведующей молочно-товарной фермой, хотя корову, как сама признается, до этого пробовала подоить (у подруги) единственный раз в жизни. Направили переселенку на курсы при сельхозакадемии, но в основном азы новой профессии приходилось осваивать прямо на рабочем месте. 

Жизнь в Михеевке, по мнению Анны Григо, не хуже, чем в Могилеве.

Дом, выделенный семье хозяйством, Анне понравился. Три комнаты, большая кухня, приусадебный участок. Есть все удобства: газовое отопление, канализация и горячая вода. Детей оформили в детский сад и школу. 

— Мы долго не могли привыкнуть, что у нас появились свои метры и можно спокойно жить, не боясь выселения, — рассказала Анна. — Люди в деревне оказались простые, дружелюбные, помогали и словом, и делом. Приятно удивила зарплата. Живя в городе, я почему-то была уверена, что на сельхозпредприятии получают сущие копейки. Но как выяснилось, мои с детьми потребности вполне можно удовлетворить.

Шесть лет прошло с тех пор, как Анна Григо сменила городскую прописку на сельскую. Старшая дочка уже почти взрослая — поступила в чериковское училище на повара. Сегодня Анна Александровна о своем решении сменить городскую прописку на сельскую ничуть не сожалеет. 


— Корову, правда, так и не завела, — смеется она. — Мне их хватает на работе. А вот поросят, было дело, держала. Огород свой есть и сейчас — в деревне без своих картошки, лука, морковки никак. 

В администрации сельскохозяйственного предприятия об Анне Григо отзываются положительно. С вопросом, оправдала ли бывшая горожанка их ожидания, мы обратились и в Дрибинский райисполком. Его председатель Ирина Стречин знает героиню не понаслышке, ведь шесть лет назад она руководила сельскохозяйственным предприятием, куда приняли переселенку. По убеждению Ирины Петровны, все нюансы животноводства бывшая горожанка успешно освоила. Сегодня ее ферма (более 200 голов крупного рогатого скота) работает в плюс, хотя погодные условия и другие обстоятельства не всегда этому способствуют.

— Мы получили добросовестного работника, на которого можно рассчитывать, — подытоживает Ирина Стречин и вспоминает показательный случай. — Уволился как-то человек с зернотока в самый разгар уборочной, и Анна Александровна его замещала, пока не нашли другого. В страду своих старших детей всегда приобщает к помощи на ферме. Неудивительно, что другие хозяйства на нее глаз положили. Того и гляди переманят. Тем не менее приятно, когда она в ответ говорит, что душой прикипела к Михеевке. 



Анна Григо за несколько лет привыкла к сельскому укладу жизни, а в райисполкоме считают, что и животноводство женщина с образованием строителя освоила хорошо.

Председатель райисполкома отметила и такое важное качество заведующей, как умение быть благодарной. В этом убедились не только односельчане и коллеги. После августовских событий 2020 года Анна Григо и еще несколько работников хозяйства ездили в Минск на митинг в поддержку действующей власти и государственной политики. Многодетная мама хорошо помнит, кто подставил ей плечо в трудную минуту.

Государственный интерес

Как рассказали в Министерстве труда и социальной защиты, в определенных случаях государство поощряет трудовую мобильность граждан внутри страны. Если для человека нет работы в своей местности, органы по труду, занятости и соцзащите готовы помочь найти ее там, где в специалисте нуждаются, и оказать поддержку в переезде. Такой бонус — мера по уравновешиванию баланса трудовых ресурсов. 

За последние десять лет 1893 семьи безработных воспользовались подобной возможностью. Больше всего переехало на новое место жительства и занятости бывших жителей Витебщины и Минщины. Меньше всего сменивших прописку среди минчан и жителей Брестчины. В числе наиболее востребованных у нанимателей профессий, по которым организовано переселение, — сельскохозяйственные: операторы машинного доения, животноводы, трактористы, ветеринарные врачи. 

Как констатируют в Минтруда, каждая вторая переселившаяся семья — сельчане, сменившие одну деревню на другую. Каждая третья перебралась из города в село. Всего 3,9 процента переселенцев оставили деревню ради города, и только 2 процента уехали из одного города в другой. В основном миграция происходила в пределах одной области. В другие регионы переехали 345 семей (18,2 процента), при этом почти половину сменивших область проживания принял пристоличный регион.

В Минтруда проанализировали и состав переселенных семей, а это 3908 человек. Более 60 процентов из них — трудоспособные люди, остальные — дети до 16 лет. Средний возраст взрослых 36 лет.

История вторая. Из Украины — в Беларусь

В Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов трудится шестой год инструктором-методистом Виктория Дутчак. Она украинка, но помогает восстанавливать мобильность белорусским детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

Из родного Луганска в 2015 году ее прогнал страх за жизнь и судьбу сына.

Когда на город полетели бомбы, колледж, в котором учился мой сын, оказался разрушенным, — рассказала Виктория. — Гибли взрослые и дети. В областном реабилитационном центре, где я работала, просто раздали трудовые и распустили штат. Средств к существованию не было, но еще страшнее для меня было потерять ребенка. После очередной бомбежки я схватила первые попавшиеся под руки вещи и вместе с сыном уехала в Москву, а оттуда — в Минск. В Луганске осталась моя пожилая мама. Почему в Беларусь, даже не знаю. Наверное, потому что эта страна мне казалась самой спокойной.

Виктория Дутчак работала в таком же реабилитационном центре в Луганске, а теперь помогает белорусским детям с ДЦП.
Фото Елены Козловской

Остановились мать с сыном у дальних родственников, где в однокомнатной квартире проживали еще семь ищущих приюта сородичей. Чтобы было на что жить, Виктория временно подрабатывала на рынке без оформления занятости, а сама искала постоянную работу. 

— В поликлиниках готовы были принять массажисткой, но у меня высшее образование и хотелось трудиться по своей любимой специальности, — делится женщина. — В одном из медучреждений мне посоветовали обратиться в реабилитационный центр на Севастопольской. Я пришла и обомлела: здание было так похоже на то, где я работала, что очень сильно захотелось туда устроиться! И мне повезло. Там оказалась вакансия инструктора-методиста, а директор центра Людмила Кондрашова отнеслась ко мне доброжелательно и участливо.

В это время действовал Указ Президента № 420 о предоставлении помощи жителям Луганской и Донецкой областей Украины, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Викторию Дутчак приняли на официальную работу, оформив соответствующие разрешения в Департаменте по миграции. 

— В нашем центре работают высококвалифицированные специалисты, — пояснила свой выбор Людмила Кондрашова. — И важно, что Виктория владела методикой, которой у нас еще не было, — она умела работать с реабилитационным костюмом «Атлант». Чуть позже мы закупили такие костюмы и поставили технологию на поток. К тому же новый инструктор-методист оказалась коммуникабельным и дружелюбным человеком, внесла свою порцию задора, жизнерадостности и интереса к делу в атмосферу в коллективе.

Переселенка довольна, как сложилась ее судьба в Беларуси: 

— Я никогда не забуду, что моему сыну позволили бесплатно наравне с белорусами завершить образование в профильном колледже. Более того, ему дали общежитие, он получил диплом и даже распределение на Минский завод шестерен, где сейчас работает. 

Виктория считает Беларусь не просто гостеприимной страной, но и второй родиной. Ей посчастливилось встретить здесь мужчину, с которым она связала свою жизнь. И теперь у нее не только мирное небо над головой, но и вид на жительство, дом и любимый огород, где каждый сезон хозяйка собирает завидные урожаи.

Радуюсь жизни и всех к этому призываю, — искренне говорит Виктория. — Вы себе просто не представляете, какое это счастье — спокойно ходить по улицам и гулять, помогать больным детям, копаться в грядках и закатывать огурцы, не опасаясь, что в следующую секунду все можно потерять. Порой кажется, что белорусы так к этому привыкли, что недостаточно ценят то, что имеют. Когда в Минске были акции протеста, я испугалась: неужели здесь повторится то же самое, что в моей родной Украине?! Но слава богу, разрушение под видом свободы и демократии не смогло укорениться на этой земле. 

Директор Людмила Кондрашова дополняет:

— Когда в коллектив вливаются новые люди, особенно из другой страны, мы получаем возможность взглянуть на свою жизнь другими глазами. В центре работают еще несколько человек, которые переехали в Беларусь из Украины, и как руководитель я могу констатировать, что они успешно влились в коллектив и трудятся на благо наших пациентов. 

КОМПЕТЕНТНЫЙ  КОММЕНТАРИЙ

Приезжайте, вам здесь рады

Социолог НАН: «В лице внешних мигрантов Беларусь обретает высококвалифицированных специалистов, так необходимых нашей инновационной экономике»

По последним данным, численность иммигрантов, то есть тех, кто приехал в страну, превышает 760 тысяч. Такие цифры привел научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии Национальной академии наук Сергей Пушкевич.

— В истории независимой Беларуси были периоды, когда внешняя миграция покрывала даже естественную убыль населения,
— сообщил специалист. — Например, в 2013—2016 годах численность населения страны увеличилась за счет притока иммигрантов на 36,5 тысячи человек.  

Анализируя структуру внешних мигрантов, Сергей Пушкевич констатирует, что в числе государств, из которых к нам приезжают, лидирует Россия (54,7 процента от общей численности мигрантов), Украина (19,3 процента) и Казахстан (8,9 процента). Небольшая доля приходится на Германию (2,9 процента), Латвию (2,3), Литву (2,1), Узбекистан (1,7). Женщин при этом среди них примерно столько же, сколько мужчин. Около 80 процентов живут в городах, остальные — в деревнях.

Высшее образование имеют 30,5 процента внешних мигрантов, примерно столько же — среднее специальное, у каждого десятого — профессионально-техническое, пятого — общее среднее, у 3,4 процента — общее базовое, у 1,6 процента — начальное.

— Образовательный потенциал иммигрантов вполне соотносится с образовательным уровнем коренного населения нашей страны, — делает вывод ученый. — Люди с высшим и средним специальным образованием составили 61 процент от общей численности прибывших. А это значит, что страна обретает в их лице определенный ресурс высококвалифицированных специалистов, так необходимых для нашей инновационной экономики.

Что привлекает переселенцев в Беларуси? По мнению научного сотрудника, прежде всего возможность жить и работать в красивой и мирной стране. Среди других факторов — уровень жизни, который гарантирован тем, кто добросовестно трудится на благо экономики. И далеко не последнюю роль играют природа и красота наших городов и сел, а также белорусский менталитет и традиционное гостеприимство.

Сергей Пушкевич также отметил, что ежегодно в страну прибывает 20—25 тысяч человек. Основной объем миграционного оборота составляет внутренняя миграция. При этом четверть внутриреспубликанских перемещений — из села в город. 

На процессы миграции в Беларуси, констатирует ученый, влияет такой фактор, как членство в Евразийском экономическом союзе. В стране растет число трудовых мигрантов из России, работающих по договорам и контрактам, заключенным при посредничестве организаций-лицензиатов — юридических лиц, которым дано официальное разрешение на содействие в трудоустройстве иностранных граждан в Беларуси. С 2015 по 2020 год число таких приезжих увеличилось в 2,3 раза (до 5189 человек).

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter