Почему в белорусском плавании редко появляются спортсмены топ-уровня

Откуда плывет Шиманович?

На недавнем чемпионате Европы в 25-метровом бассейне белорусские пловцы завоевали три медали. Две — у Ильи Шимановича. Попутно 25-летний брассист сотворил то, что долгое время казалось невозможным: отобрал рекорд Европы у знаменитого британца Адама Пити. Теперь строит планы на Олимпиаду в Токио.

Илья ШИМАНОВИЧ плывет к олимпийскому золоту.

Детская школа «Старт», откуда вышла целая компания пловцов национальной сборной во главе с Александрой Герасименей и Ильей Шимановичем, отнюдь не дворец. Школьный бассейн, переделанный под четыре дорожки. Тренер Шимановича Елена Малюско объясняет: дело в людях, которым нередко приходится работать вопреки обстоятельствам. 

— Рецепт успеха прост: не ставить целью зарабатывание денег и стараться постоянно искать новые методики и идеи. Часто, правда, тренеры с утра до ночи вынуждены быть на бортике. Даже для банального поиска материалов в интернете времени у них не остается. А ведь современное плавание стало настолько конкурентным, что простого поиска бывает уже мало. 

Елена Малюско работает по своим методикам. Воспитанников не передает. Ведет с «лягушатника» и до мировых вершин. И при этом уверена: прижившееся в белорусском спорте мнение, что без талантливого спортсмена нет и тренера, не имеет под собой никакого основания. Но харизма тренера все же определяет многое.

Скорость в воде требует тяжелой работы на суше.

— Я часто слышу, что, мол, «своего» чемпиона тренер может прождать всю жизнь. Но я не тот тренер, который подбирает спортсменов или отбирает их у других. Я со своими работаю от начала и до конца. Илью, например, увидела и выделила сразу. Так же, как, кстати, и Виктора Стаселовича (участник белорусской комплексной эстафеты, завоевавшей бронзу на чемпионате Европы). Все тогда посмеивались надо мной: зачем взяла его в группу? Маленький, мягенький, совсем не пловцовского вида. Но когда у ребенка в глазах виден интеллект, когда у него в дневнике девятки и десятки и при этом озорной характер… Я убеждена, что интеллект играет не меньшую роль, чем природные данные. Саша Герасименя, кстати, также росла у меня на глазах. Предыдущий набор, на год старше моих. И она выделялась на фоне других девочек. Те были и высокие, и ладные, и статные. Но в воде Саша сразу показывала, кто есть кто. А задача тренера как раз и заключается в том, чтобы разглядеть и помочь раскрыться. 

Каждый талант — на вес золота. Илья Шиманович, кстати, не единственный успех Малюско. Даже сейчас тренер рассказывает, что вот-вот должна загореться звездочка Алены Семижен. После Олимпиады собирается пригласить к себе в группу еще нескольких юных спортсменов из «Старта» — всего третий свой набор.

— В моей первой группе были в основном девочки, но с ними сложнее. Начинается пубертатный период, набор веса, любовь… Чтобы чего-то добиться, нужно держать их очень жестко. С парнями проще, хотя годам к 20 тоже начинаются метания. Но я всегда была со своими спортсменами. Даже когда они тренировались с национальной командой, старалась находиться рядом, подсказывать, контролировать… И это приносило результаты. 

Парадоксально: Дмитрий Манцевич, принявший национальную сборную перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро, одной из главных причин прогресса Ильи Шимановича и Анастасии Шкурдай называл несговорчивость их личных тренеров, не желавших работать по программе национальной сборной. Елена Малюско вспоминает, что именно при Манцевиче в белорусском плавании началась действительно системная работа. Но объясняет: всегда предпочитала идти своим путем.

Елена МАЛЮСКО со своими воспитанниками проходит путь от «лягушатника» до пьедестала.

— Программы подготовки на-циональной сборной в Беларуси долгое время не существовало вовсе. До сих пор нет центра, в котором собирались бы лучшие спортсмены из всей страны и в котором тренеры могли бы перенимать опыт. Проблем в плавании хватает, поэтому я привыкла впитывать новую информацию, но делать из нее свои выводы. 

На Олимпийских играх пловцы разыгрывают 35 комплектов наград. На чемпионатах мира дистанций даже больше. При этом в национальной сборной Беларуси всего 18 человек, из которых четверо — юниоры. Спортсменов не хватает даже для того, чтобы банально «закрыть» все потенциально медальные дистанции. 

— Мы в бассейне БГУФК тренируемся вместе с теми, кто покупает обычные абонементы. Я понимаю: нужно зарабатывать. Но можно ведь сделать так, чтобы Шиманович, например, не плавал на дорожке вместе с четырьмя другими спортсменами. Причем некоторые из них — кролисты. Ребята большие, волна идет, как от катера, а брассистам нужно скольжение, чувство воды. Для нашей тренировки отведено определенное время. Потом приходят те, кто с абонементами. Утром нагрянул антидопинг, спортсмен пришел в бассейн позже — все. Чуть ли не на голову прыгают: «Мы уже оплатили!»

После недавнего чемпионата Европы Илье Шимановичу принадлежит континентальный рекорд на дистанции 100 метров брассом. Тот, что раньше был установлен считавшимся непобедимым британцем Адамом Пити. К результату у Малюско отношение двоякое. С одной стороны, опередить такого соперника, пусть и заочно, — важный психологический момент. С другой — в финале только серебро. У которого, объясняет тренер, были вполне объективные причины. 

— Рекорд Европы — запланированный результат, мы готовились к нему. Но должно было быть еще лучше. Меня очень задевает, когда начинают говорить, что, дескать, в решающем заплыве Илья проиграл своему личному рекорду полсекунды. Начнем с того, что этот «личник» — рекорд Европы, чего в белорусском плавании не случалось со времен Сергея Коплякова. Во-вторых, у Шимановича есть проблемы. Одна из них, которую мы не можем решить уже полгода, — больной локоть. Из-за этого мы были вынуждены жертвовать на чемпионате Европы дистанциями 50 и 200 метров. И даже на «сотне» было видно, что Илья не движется так, как нужно: после поворота заваливается на бок. Потенциально Шиманович может переписать и мировой рекорд. Мы к этому идем и планируем. Но для этого нужно иметь идеальную форму, а в нашем РНПЦ Илье пока ничем не помогли. Пришлось обращаться в коммерческий центр, но и там решили только часть проблем. Зато все требуют олимпийское золото.

Сегодня в 25-метровом бассейне Шиманович плывет сотню брассом за 55,89 секунды. В олимпийском Рио-2016 эту же дистанцию ставший чемпионом Пити преодолел за 57,13. Правда, в реальности эта математика, по словам Малюско, гарантирует лишь то, что в Токио белорусский брассист впервые за долгие годы сможет всерьез претендовать на пьедестал. А дальше все будет зависеть от множества нюансов и деталей, среди которых, как известно, не бывает мелочей.

komashko@sb.by

Фото Виктора ВЕТКИНА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter