Откуда берут начало молочные реки

Благодаря витебским проектировщикам села Придвинского края приближаются к городу, не теряя своего деревенского колорита и традиций

Благодаря витебским проектировщикам села Придвинского края приближаются к городу, не теряя своего деревенского колорита и традиций

— Олег Николаевич, на дворе ХХІ век. Насколько изменились подходы к проектированию на селе? — Сегодня для нас приоритетное направление — жилищное строительство. На это нацеливает и государственная программа по обеспечению жильем граждан в районных центрах, сельской местности. Не случайно в этом году около 80 процентов заказов на проектирование в институте — именно жилищное строительство. Проектируем как много-квартирные дома, так и одноквартирные усадебного типа. Конечно, немало заказов и по реконструкции, техническому перевооружению старых и строительству новых молочнотоварных ферм. — В чем выражается сельская специфика? — Государственная программа возрождения села на 2005—2010 годы расставила все точки над і. Мы возводим современное жилье, чтобы на село ехали молодые специалисты. В агрогородках есть и предприятия бытового обслуживания, и интернет-кафе, и магазины. Все как в городе. А производственные цеха — фермы, комплексы, птичники — должны быть энергоэффективными. Подобные технологии поставлены во главу угла. Мы одни из первых в Беларуси делали ферму без отопления (по европейским технологиям холодного содержания животных). Этот экспериментальный проект заказало ЗАО “Ольговское” после того, как директор хозяйства Тимур Надирашвили приехал из Чехии и привез технологию выращивания животных в естественных условиях. У нас были сомнения, ведь по нормам зимовка скота должна проходить при температуре не ниже 10—14 градусов тепла. Но прогрессивные специалисты нас поддержали. Этот проект стал нашей гордостью. Были сломаны стереотипы. Сейчас построено более полусотни подобных ферм. Уникальный проект “Ольговской” фермы перевели в разряд типовых. — Олег Николаевич, в чем секрет успеха вашего института? — Наш коллектив — это хорошо слаженная команда. Были тяжелые времена в 90-е годы, когда работы было мало. Но нам удалось сохранить костяк специалистов с трудовым стажем более 20 лет. Это помогает передавать опыт молодежи. Сегодня мы востребованы на все сто. Институт делает проектную документацию под ключ. Чтобы стать хорошим проектировщиком, надо поработать лет 5—7 на инженерных должностях, адаптироваться, понять, как общаться с пожарными, санитарными службами, защищая свои взгляды и интересы заказчика. Но самое главное, в институте все готовы учиться друг у друга. Все держится на уважении, взаимопонимании и выручке.

Красная линия генплана

Проектировщики уже давно не стоят у кульмана, хотя вспоминают о нем, как о хорошем старом друге. Раритет! Трехмерная графика на компьютере — лучший способ визуализации виртуального объекта. И все-таки кульманы из инженерного отдела никто не вынес. Неотъемлемое дополнение интерьера.
— У нас работа творческая, — говорит начальник группы водоснабжения и канализации инженерного отдела Ирина Пузырева. — Нужно обладать объемным мышлением, иметь способности. Ведь сети можно провести как угодно, а мы выбираем наиболее рациональный путь. Минимум затрат — максимум удобства в эксплуатации. 
В инженерном отделе работают, бывает, по 12 часов в сутки.
— Нам нравится, — говорят две Ирины Тюкавина и Сечко. — Ни один проект не похож на  другой. Вот готовили жилой дом в Березинском заповеднике, теперь — погранзаставу в Беняконях, оригинальное тепличное хозяйство “Весна” под Полоцком.
По программе “Чистая вода” объектов у института много. Нужно и строить станции обезжелезивания, и осуществлять благоустройство в поселках и городах. На очереди проект благоустройства улицы Комсомольской в Ушачах, улицы Северной в Глубоком.

Между “я хочу” и “мы можем”

Александр Лосев о своей работе говорит так: главный инженер проекта — это мост, связывающий заказчика и проектировщиков. Поэтому главные качества, которыми он должен обладать, — организаторские способности, терпение, ответственность и настойчивость.
В одном из хозяйств Лиозненского района руководитель привел проектировщиков на пустырь и высказал пожелание поставить здесь жилые дома — дескать, и улица будет закрыта, и поселок станет смотреться лучше. Проектировщики сказали — нет, ведь рядом высоковольтные линии, которые имеют охранную зону. Председатель хозяйства еще долго настаивал, пока сам не понял, что перенос высоковольтных линий обойдется ему дороже, чем строительство домов.
В институте “Витебсксельстройпроект” пять главных инженеров проекта, или ГИПов: Игорь Пастильный (он же начальник бюро), Светлана Ляденко, Алла Павлова, Павел Новиков и Александр Лосев. Теперь у Лосева в учениках ходит будущий молодой ГИП Игорь Макатун. Сейчас Игорь изучает нормативную литературу и выезжает вместе с Александром Михайловичем на вызовы. Говорит, что в идеале ГИП должен знать ответ на любой профессиональный вопрос, а это приходит только с опытом.
На днях Александр Лосев вернулся из Логойского района Минской области: сельхозцех Минского тракторного завода “Гайна” заключил договор на проектирование молочнотоварной фермы на 900 голов дойного стада.
— Вообще-то эта работа началась еще зимой: определили место, количество зданий, выбрали конструкции, — говорит Александр. — Заказчик хочет иметь и цех по пакетированию молока, установить современную систему навозоудаления.
В прошлом году институт разрабатывал проектно-сметную документацию на 11 новых молочнотоварных ферм с высокотехнологичным оборудованием в Витебской области. Это фермы “Заозерье” Лепельского молочного комбината, “Мазолово” предприятия “Витебскоблгаз”, в СПК “Хотилы” Поставского района.
ГИП — это отнюдь не кабинетный работник, но если сегодня он никуда не выехал, то в его кабинет постоянно заглядывают специалисты института: технологи, конструкторы, архитекторы, инженеры. Ведущий инженер сметного отдела Нина Жигадло зашла обсудить проблему сборки водонапорной башни на молочной ферме в Полоцком районе. Нина Викторовна в институте старожил, 30 лет отдала родной организации.
— Мне повезло — я работаю под руководством знающих людей, — делится она. — Мне нравятся порядок и дисциплина в нашем институте. У нас работают те, кто способен выдерживать значительные нагрузки. Мы сами растим своих специалистов. У нас работа трудоемкая, не каждому под силу. Надо уметь и чертежи читать, и правильно подбирать расценки, для этого нужно разбираться в технологии, знать материалы, транспорт.
Судьба у ГИПа такова, что он начинает и заканчивает объект. На первом выезде с группой подготовки проектов определяются исходные материалы. Затем на объект выезжают специалисты инженерного отдела, детально изучают участок. ГИП дает задание на инженерно-геодезические изыскания. Подключаются группа генплана, технологи. Потом назначаются инженерно-геологические изыскания. И только после их проведения готов полный отчет о строительной площадке.
— На каждом этапе идут согласования с заказчиком, — говорит Александр Лосев. — Мы связываем все звенья, чтобы в процессе строительства было меньше вопросов.
Параллельно работает и архитектурно-строительный отдел, который возглавляет Владимир Жуков.
— Знаете, в конструкторы молодежь не спешит, — говорит Владимир. — Потому что дело слишком ответственное, работа трудоемкая. Даже у типовых проектов есть множество нюансов и нужно постоянно анализировать ситуацию.

Человек-легенда

Так говорят о Дмитрии Лынченко. 33 года он возглавлял институт, с 1970 по 2003 год.
— Я пришел сюда в 1959 году, когда коллектив состоял всего из шести человек, — вспоминает Дмитрий Иванович, ныне заместитель директора института. — Организация росла. Теперь в институте 210 человек. Начинали мы с проектирования производственной базы строительных организаций: заводов ЖБИ, столярных цехов, домостроительных комбинатов. В 70-е первыми применили уникальные для того времени металлоконструкции, стены из алюминия и полистирола. Расцвет творческого потенциала пришелся на 80-е годы, когда были спроектированы такие известные сейчас животноводческий комплекс на 10 000 голов КРС в ЗАО “Липовцы” Витебского района, свинокомплексы “Юбилейный” в Оршанском и “Северный” в Городокском районе. Штат института вырос до 655 специалистов. Объемы строительства были внушительными. Сегодня много работаем по госзаказам. Проектируем здания для банков, пред-приятий социально-культурного назначения, но главное внимание — объектам молочного животноводства. Указом Президента поставлена задача в каждом районе построить новую ферму на 700—1000 коров. Воплощаем задуманное в жизнь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter