Александр Лукашенко:
— Задача пятилетки — сделать туризм национальным проектом. Открыть миру наши историю, культуру и язык. Эта индустрия по значимости и экономическому потенциалу не уступает, например, машиностроению.
25 марта 2025 года, на церемонии инаугурации во Дворце Независимости.
— Задача пятилетки — сделать туризм национальным проектом. Открыть миру наши историю, культуру и язык. Эта индустрия по значимости и экономическому потенциалу не уступает, например, машиностроению.
25 марта 2025 года, на церемонии инаугурации во Дворце Независимости.
Не было бы счастья
Скептики могут парировать, что все это, дескать, связано с условиями, сложившимися вокруг Беларуси в последние годы: список стран, куда можно выбраться в отпуск, существенно сократился, а цены на зарубежные путевки экономных белорусов, мягко говоря, не радуют. Но тут нам, пожалуй, стоит поблагодарить недоброжелателей, поневоле поспособствовавших важным изменениям. Они как минимум заставили нас оглядеться вокруг и понять, насколько интересна собственная страна. И оказалось, не в обиду классику, — чтоб любить Беларусь нашу милую, вовсе не обязательно в разных краях побывать. Надо к своему чаще присматриваться. А в остальном все по классике: спрос рождает предложение.По данным Белстата, на конец прошлого года в стране действовало 618 гостиниц и аналогичных им объектов. При этом в позапрошлом году их было 600, в 2022-м — 592. Рост значительный, притом что размещение долгое время было больным вопросом. И хотя он до конца еще не закрыт, сейчас статистика больше радует глаз: три гостиницы и один гостиничный комплекс уровня пять звезд, десять четырехзвездочных гостиниц и 40 трехзвездочных.

Беларусь как terra incognita
Знакомые, которые никогда особо не интересовались отечественными достопримечательностями, за последние годы объездили практически всю Беларусь. При этом столько фотографий в социальных сетях они не публиковали даже из поездок в экзотические страны. Просто умиляешься, в каком восторге от белорусской национальной кухни люди, успевшие оценить итальянскую и французскую. А наше Полесье?! Венеция отдыхает! И ведь не случайно просторы Логойщины сравнивают со швейцарскими пейзажами.В середине прошлого года Институт социологии Национальной академии наук провел исследование предпочтений людей, активно путешествующих по Беларуси. Согласно этим данным, 53,3 % привлекает посещение исторических и культурных мест, 39 % — исторические мероприятия и реконструкции, 38,7 % — природные объекты. Различные развлекательные мероприятия и фестивали интересуют 19,8 % туристов.

Обратили внимание социологи и на оценку привлекательности различных аспектов внутреннего туризма. Например, качество спортивно-оздоровительного сервиса, включающего услуги в санаториях и спортивных комплексах, оценивается в 4,45 балла из 5 возможных. Объектами проживания (гостиницы, хостелы) опрошенные удовлетворены в среднем на 4,23 балла. Качество информации о туристических услугах и маршрутах — 4,18 балла. Оценка уровня развития точек общественного питания, таких как кафе, закусочные, рестораны, — 4,15 балла. В принципе, показатели неплохие, но, как говорится, нет предела совершенству.
Региональный интерес
При этом важно отметить, что белорусская туристическая отрасль постоянно развивается и совершенствуется. Открываются новые объекты, реставрируются уже имеющиеся. К примеру, продолжается реконструкция Кревского и Гольшанского замков. К ноябрю 2024-го были восстановлены оборонительные стены в Новогрудском замке. И это только часть огромной работы.В целом по стране ставка делается на региональный продукт. И то, что это правильно, показала проведенная недавно в Минске Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых-2025». Несмотря на то что основные ее мероприятия проходили в будние дни (что, кстати, крайне неудобно для работающих), наплыв посетителей был огромным. При этом внимание от компаний, предлагающих зарубежный отдых (а в выставке приняли участие более 500 экспонентов из девяти стран), очень быстро перетянули на себя красочные стенды белорусских областей. Презентации оригинальных маршрутов, дегустация блюд местной кухни, зажигательные выступления фольклорных коллективов — было на что посмотреть. Да и сами предложения поражают фантазией — от гастрономических туров до мастер-классов по созданию кукол-оберегов. Выбирайте на любой вкус!

МАРШРУТ ПОСТРОЙТЕ
Сейчас по всей стране активно открываются туристические информационные центры — ТИЦ. Здесь можно получить информацию о достопримечательностях, экскурсионных маршрутах, забронировать гостиницу. Центры оснащаются современным оборудованием, квалифицированным персоналом и работают в тесном взаимодействии с местными властями. В данный момент их уже 41, а на начало 2024 года было всего 17.
КСТАТИ
Согласно исследованию, проведенному Институтом социологии НАН, 92,6 % белорусов считают свою страну достойным местом для отдыха.
bebenina@sb.by