Здесь может быть не один склеп
Деревня Алексичи еще два года назад привлекла внимание историков. Обнаруженная здесь надгробная плита с крестом явно свидетельствовала о необычном характере захоронения. Текст, высеченный на камне, разобрать было сложно. Однако после расчистки специалисты смогли разобрать фамилии и имена девяти захороненных. Надгробие, изготовленное в конце XIX века, принадлежало представителям белорусского рода Оскерко, который исторически связан с Полесьем. Фамилия Оскерко восходит к концу XV века. Представители этого рода занимали, как бы сейчас сказали, руководящие должности на Мозырщине. Согласно архивным источникам и справочным картам XIX века упоминаются их владения на Гомельщине. В частности, усадьба в деревне Рудаков и «Старый двор» близ деревень Алексичи и Глинище. Поэтому обнаруженный склеп, а также богатый гроб с ангелочками сразу же сопоставили с ранее обследованной могильной плитой. Вот что рассказал научный сотрудник отдела археологии и охраны историко-культурного наследия музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Юрий Панков:— На надгробной табличке написано, что здесь похоронен Альфред. Фамилию полностью прочитать не удалось, но, по мнению краеведа Сергея Бельского, это мог быть Альфред Обухович — также представитель известного белорусского рода. При расчистке склепа на гробе, помимо двух ранее обнаруженных ангелов, увидели еще четырех. Здесь может располагаться не один склеп. Скорее всего, на этом месте ранее было кладбище. Сейчас специалисты выясняют исторические подробности, предстоит большая исследовательская работа. Вот так по крупицам мы собираем мозаичную историю нашей области и страны.
Гробница с приведением
Ранее в деревне Грабовке Гомельского района участники субботника, разгребая листву, обнаружили старинное надгробие с хорошо читаемой фамилией Фащ. Этот род владел здешними землями с середины XVIII века. В 1762 году Александр Фащ получил два дома в Гомеле плюс Грабовку.В дальнейшем имение было известно в основном своим парком, основанным Фащами в XIX веке. Центральной частью парка стал яблоневый сад. Длинная липовая аллея разделяла его на две части. Среди тенистых деревьев в ХХ веке построили детский сад — среднюю Грабовскую школу. С ним и связана местная легенда. Говорят, по ночам по школьным коридорами бродит «прозрачная женщина», скорее всего, одна из бывших хозяек.
Кстати, высока вероятность, что под плитой находится родовой склеп Фащей. Об этом подземном помещении в центре деревни неподалеку от местной церкви рассказывали старожилы. Еще в советские годы его засыпали землей и песком, чтобы уберечь от разграбления. Возможно, настанет время и для раскопок в Грабовке.
Эхо последней войны
Если находки из романтизированного далекого прошлого окутаны флером балов, дуэлей, романов, то неизвестные захоронения в пригороде Гомеля переносят нас в один из самых жестоких периодов в истории человечества. Это место на сельском поле отыскал житель агрогородка Красное Владимир Котов. Отец ему рассказывал, что здесь осенью 1941 года немцы выгружали сотни людей из машин и расстреливали. Казни были массовые. Однако на их месте не установлено ни одного памятного знака. Было известно, что вдоль деревни в 1941-м был выкопан противотанковый ров — линия обороны Гомеля. Именно его захватчики использовали как готовую могилу. Свидетельства очевидцев были зафиксированы сразу после освобождения города советскими войсками в 1943 году. Но в начале 1960-х гомельский ров засыпали. Документальных данных почти не осталось, только несколько воспоминаний и народная молва.Котов вместе с товарищем приобрел через интернет-аукцион немецкие фотографии военной аэросъемки Гомеля и окрестностей 1941 года. На них деревня Красное и противотанковый ров были видны четко. Благодаря этим документам и были начаты поисковые работы. Раскопками занимался 52-й отдельный специализированный поисковый батальон.
Здесь были обнаружены останки десятков человек, многие черепа прострелены. Найдены личные вещи: очки, элементы одежды, монеты советские, польские, литовские. Масштабы захоронения огромные. Ширина рва — четыре метра, длина — почти километр.Сюда свозили труппы из застенков гомельского лагеря «Дулаг-121», где за два года было уничтожено более 110 тысяч советских солдат. За годы оккупации население Гомеля уменьшилось в 10 раз — с 150 до 15 тысяч человек. Так противотанковый ров стал громадной братской могилой. На месте захоронения сейчас установлен небольшой мемориальный крест.
С кладами сложнее
В отличие от центральной и западной Беларуси юго-восток страны не может похвастаться обилием подземных сокровищниц. Это всегда был пограничный край, разоряемый многочисленными войнами. Тем не менее два клада заслуживают особого внимания.Одно из самых громких обретений — древнерусский Вищинский клад, обнаруженный на территории Рогачевского района Гомельской области. Экспедицией были подняты на поверхность браслеты, серебряные с позолотой бусы, височные украшения и гривны-слитки трех типов — киевские, новгородские и литовские.
И еще. В 1999 году в курортном поселке Ченки под Гомелем велось строительство. Экскаваторщик из траншеи извлек богатейшую церковную утварь XVIII — начала XIX века. Она была спрятана в окрестностях былого Макарьевского монастыря. Жемчужина клада — большой потир, двухкилограммовая серебряная чаша для причастия, покрытая золотом.
galkovsky@sb.by