Статус инклюзивного образования закреплен официально, и это отличная новость

Открытый урок

В новой редакции Кодекса об образовании среди прочих изменений отражен принцип, заложенный в основу государственной образовательной политики, — инклюзия. То есть активного включения в процесс людей с особенностями развития. Почему именно этот пункт важен для общества и как «включить» пресловутую белорусскую толерантность там, где она действительно нужна?


Чувство собеседника

Признаю сразу, как человек, отучившийся в школе вместе с сыном, а теперь еще и с племянниками, первоначально любые изменения в организации образовательного процесса я склонна воспринимать с настороженностью. Когда привыкаешь к определенной схеме, перестраиваться на новые рельсы сложновато. Ведь помимо школьных вопросов, есть еще работа, дом, семья и так далее. Если родитель сам преподаватель и находится внутри системы, ему, наверное, легче. Но обычным людям нужно как можно тщательнее разжевывать новшества. Причем с практическими примерами и пояснениями, почему именно этот вариант лучше. Радует, что сейчас диалог с родителями не только чиновники Минобразования, но и педагоги, руководство учебных заведений всех уровней стараются поддерживать на продуктивном и доброжелательном уровне (родители ведь тоже разные бывают).

Для меня обновленный Кодекс об образовании — документ уникальный именно потому, что большинство его статей приобретали законченный вид как раз в процессе диалога между всеми участниками образовательного процесса — от родителей до депутатов. Кстати, на страницах «Народной газеты» мы не раз давали сторонам возможность высказаться и поспорить — это было очень интересно и полезно.

Проблемы с эмпатией

Тема инклюзии в образовании как принцип, заложенный в основу государственной политики, на мой взгляд, особенно важен. Так же, как и в случае со всеобщим средним образованием, инклюзивное образование у нас было де-факто — интегрированные классы, центры коррекционно-развивающего обучения… Безусловно, государство много сделало для поддержки ребят с особенностями психофизического развития. Сейчас статус инклюзивного образования закреплен официально, и это отличная новость. Как мама, давным-давно прошедшая все стадии «внедрения» особенного ребенка в обычный класс, смену школ, в которых мы были помехой статистике успеваемости и так далее, я завидую нынешним родителям.

Вспоминать об этом тяжело, но надо. В первую очередь потому, что остался важный вопрос — проблема, мягко говоря, непростого отношения к особенным ребятам родителей и одноклассников. Тут есть любопытный момент.

Милосердие начинает пробуксовывать, когда сталкивается с конкретикой. То есть просто поставить лайк в соцсетях можно. Не проблема даже деньги в качестве помощи перевести. Но при этом желательно вживую с объектом сочувствия не сталкиваться.

А уж терпеть такого ребенка рядом для некоторых родителей — повод для недовольства: «У нас программа, они же будут нас тянуть назад! И почему их именно в наш класс перевели?» Разъяснения, что особенные дети занимаются по своей схеме, никому не мешают и им просто нужны социализация и друзья, особого эффекта не дают. Что при этом чувствуют сами детишки, а также их мамы и папы — словами не передать. Это как минимум очень больно.

В Беларуси в настоящее время под наблюдением врача психиатра-нарколога по причине расстройства аутистического спектра находятся 2770 детей. И их количество растет. Причем это мировая проблема — распространенность расстройств аутистического спектра составляет 1 случай на 160 новорожденных на планете. Можно сказать, что миру как никогда раньше нужна эра милосердия. В плане заботы об особенных детях наше государство свои обязательства выполняет безукоризненно. Теперь дело за каждым из нас.
Фото  pixabay.com

Эра милосердия

Тема культуры принятия инклюзии поднималась и на недавнем совещании с участием председателя Совета Республики Натальи Кочановой. На нем рассматривались вопросы создания условий для обучения, реабилитации, социальной адаптации и физического развития детей с расстройствами аутистического спектра. Лично меня очень вдохновило искреннее желание всех заинтересованных сторон (на встречу были приглашены и родители) устранить существующие проблемы.

Не могу не процитировать заместителя председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Марину Ильину: «Сегодня на этом совещании, я бы даже сказала диалоговой площадке, прозвучала фраза, что у нас должна быть культура принятия инклюзии. Мы вроде бы все понимаем, что это такое и как должно быть. Но если каждый из нас пропустит через себя, станет участником этого инклюзивного процесса — тогда общество потихоньку начнет меняться. Притом что очень много сделано. Нужно рассказывать о возможностях инклюзивного образования, о его положительных моментах, о том, что можно создать в классе и учебном заведении среду, где будет комфортно всем и все дети смогут получать какие-то положительные эмоции, развиваться в своем темпе. Особый ребенок особенный только тем, что ему нужны особые условия, а так он такой же человек, как и все. Если наше общество примет до конца идею инклюзивного образования, мы очень во многом продвинемся».

bebenina@sb.b
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter