Открытый урок для всех

«Если б можно было все вернуть назад, если б можно было…»

Это первое уголовное дело на Витебщине, которое рассматривается судом уже после вступления в силу изменений и дополнений, усиливающих меры ответственности водителей за управление транспортным средством в состоянии опьянения. А потому выездное заседание проводится в открытом формате с приглашением прессы, с профилактической целью сюда официально «делегировали» уже попавших на заметку нарушителей правил дорожного движения и курсантов автошкол. Забегая вперед, скажем, что, судя по реакции «невольных» зрителей, такой наглядный урок оказался для них более чем впечатляющим.

Конвойные вводят обвиняемого. Симпатичный молодой человек окружен сотрудниками милиции, за правую руку прикован наручниками к одному из сопровождающих. Это не безжалостный грабитель и не расчетливый убийца, просто водитель с 10-летним стажем, который позволил себе сесть за руль выпившим, проехать два населенных пункта и весь Витебск по диагонали, причем на любителя выпить много и часто не похож. Потом, в ходе заседания, Виталий Прохоренко упомянет, что спиртное употребляет очень редко, а потому якобы и реакция от 200 граммов водки и 0,7 литра пива, выпитых на дне рождения у брата, оказалась непредсказуемой. Но это потом… А пока Виталий (который, кстати, ранее уже неоднократно наказывался за превышение скорости) нервно прячет глаза — в зал входят потерпевшие. Молодые родители по его вине недавно похоронили своего старшего сына. Они отводят взгляд в противоположную сторону — смотреть на убийцу своего ребенка мучительно больно.

И, мне кажется, они не просто ненавидят человека, спрятавшегося за адвокатом и охраной. Они готовы его растоптать, разорвать, растерзать. И хотя бы так отомстить за смерть семилетнего сынишки... А что касается наказания, по этому поводу коротко высказался отец мальчика: «Все равно вы столько не дадите. Ему бы пожизненное…»

Эти слова, как плети, стегают обвиняемого, и при каждой возможности он твердит, как заклинание: «Если б можно было все вернуть назад, если б можно было…» Да, если б открутить маховик машины времени назад, он бы ни за что не сел за руль выпившим. Не потерял бы контроль над ситуацией. Не превышал бы скорость. Обязательно остановился бы перед трамваем, высаживающим пассажиров. Ну а если бы все это не помогло предотвратить трагедию, ни за что бы не оставил сбитого ребенка лежать на проезжей части, не пытался бы скрыться с места происшествия и не путал бы следствие сказками о внезапно ослепившей его встречной машине. Если бы…

Увы… Мальчик умер в больнице через час после ДТП. А трагедия в Витебске получила большой общественный резонанс. Искать пьяного водителя помогали добровольцы, которые и выступали свидетелями в суде. Милиция в нескольких районах области ввела план «Перехват». Все это время Прохоренко, как пояснил в суде, в состоянии аффекта сидел в машине во дворе дома, к которому и направлялся в тот злополучный вечер. Вот только состояние аффекта, скорее всего, было вызвано четким пониманием того, что от возмездия вряд ли получится уйти, на месте происшествия рядом со сбитым мальчуганом остались номерной знак и эмблема его «фольксвагена».

Государственный обвинитель — заместитель прокурора области Владимир Гук и судья Анна Дубецкая, допрашивая обвиняемого, снимая показания у потерпевших и свидетелей, тщательно восстанавливают события того трагического декабрьского вечера.

…Двадцать два часа. Молодая женщина вместе с двумя младшими детьми выходит из передней двери трамвая на Пролетарской площади — это отдаленный район Витебска. Пока пассажирка за руки спускает со ступенек малышей, старший Никитка уже сиганул через дорогу. Добежать успел лишь до середины пути. Внезапно появившаяся машина как будто даже не притормозила. «Все произошло у нас на глазах. Сначала рев мотора, потом хлопок, а через пару секунд автомобиль уже скрылся за поворотом. Он промчался практически рядом со мной, а Никитка остался лежать на пешеходном переходе», — женщина еле сдерживает слезы. Ей нужно держаться: на руках осталось еще трое детишек, она находится в отпуске по уходу за ребенком, все малыши — погодки, муж регулярно ездит на заработки в Россию, иногда отсутствует дома по месяцу и больше. Никита был хорошим помощником, во всем слушался маму и никогда не переходил дорогу на красный свет…

— Я не понял, что произошло, — объясняет Виталий. — Да, трамвай видел. Асфальт мокрый, блики вокруг... Выходящих из салона людей не заметил. Да, знаю, что там было ограничение скорости. Мне казалось, что у меня не 80, как показала экспертиза, а километров 40… Силуэт заметил уже возле машины. Пытался тормозить, но было поздно. Потом ничего не помню… Почему уехал? Не могу пояснить. Наверное, испугался.

Выступали в суде и сотрудники милиции. Рассказывали, что Виталий сопротивление не оказывал, да и не в состоянии был это делать — еле держался на ногах. Даже не смог назвать фамилию. Освидетельствование показало более двух промилле алкоголя в крови. Когда Прохоренко сообщили о смерти ребенка, он был растерян, но уже через несколько минут стал советоваться: что делать и какую линию держать в объяснениях?

Четыре месяца под арестом — срок немаленький. Было время подумать. Сейчас Прохоренко заявляет об искреннем раскаянии, просит прощения у родителей мальчика и даже написал им письмо. Оно как свидетельство сожаления неоднократно упоминалось в ходе судебного заседания. Обвиняемый в полном объеме признает заявленные родителями иски (по 100 миллионов каждому), надеется, что отец-пенсионер поможет их выплачивать. Это все, чем Прохоренко может попытаться компенсировать собственноручно отнятую им детскую жизнь. У 34-летнего подсудимого пока нет ни семьи, ни детей. Но даже при максимальном сроке заключения, а согласно приговору Прохоренко осужден на 7 лет, он вполне еще успеет их завести. 

------------------------------------

В тему

По информации прокуратуры Витебской области, в 2013 году по вине пьяных водителей совершено 70 ДТП. Ранены 80 человек, 20 — погибли. По фактам повторного задержания за рулем в состоянии алкогольного опьянения было возбуждено 447 дел. С начала текущего года нетрезвые водители стали виновниками 5 аварий, в которых пострадали 6 человек. К уголовной ответственности за неполные четыре месяца привлечено около 100 «рецидивистов» — любителей управлять авто под хмельком.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter