Открытый урок

Журналистские заметки на полях школьного изложения
Журналистские заметки на полях школьного изложения

С оценкой за экзаменационное изложение 6/7 (второй балл — успеваемость по русскому языку) выпускница СШ № 16 города Полоцка Ольга Иваненко не согласилась. Ведь в течение всего года конфликтовала с преподавателем словесности, а по совместительству еще и классным руководителем. По горячим следам взглянуть на свою работу и получить комментарии не удалось, потом директор школы, сославшись на занятость, изложение тоже не показала. Тогда Олина мама, Лариса Антоновна, набрала номер отдела образования Полоцкого горисполкома...

Поступки и их последствия

Еще в детском саду Оля попала в инновационный образовательный проект «Шаг за шагом». Сначала ее мама, как и другие родители, с опаской относилась к эксперименту, однако когда пришло время поступать в школу, уже не могла нарадоваться на свою девочку, которую учили творчески выполнять любые задания, критически мыслить, иметь всегда свое мнение и терпимо относиться к чужому. Первый серьезный самостоятельный поступок Оля совершила после 8–го класса, когда сдала экзамены и перешла в полоцкую интернат–гимназию для одаренных детей Витебской области. Через год, заскучав по старым друзьям, решила вернуться в родную СШ № 16. Попала в класс к 58–летнему педагогу. В первой же четверти выпускного класса между ними произошел инцидент. С тех пор, по мнению Ларисы Иваненко, учительница стала обращаться с ее дочерью «жестко и пренебрежительно, полностью игнорируя на уроках и дополнительных занятиях». Предыстория противостояния такова: от Оли потребовали извиниться за проступок, которого, по словам матери, она не совершала. Под давлением девочка извинения принесла, заметив при этом, что виноватой себя не считает.

— Я пыталась выяснить у классной, что происходит, но диалога у нас не получилось, — пишет в витебский корпункт «СБ» Лариса Иваненко. — Самое неприятное, что в первой четверти по русскому языку она выставила дочери явно заниженную оценку...

О чем говорит отметка?

Во второй четверти классная отдыхала в санатории. А вернувшись, провела изложение за четверть. Первоначально за него Иваненко получила 5/6, но затем почему–то оценка упала до 3/3. Это означало, что за четверть снова выйдет «шестерка», хотя у учительницы, заменявшей классную во время отпуска, Ольга получала «восьмерки». Возмущенная мать написала официальное заявление на имя директора школы, где просила «проверять работы дочери на уровне завуча и оградить ее от необоснованного прессинга со стороны классной». После этого учительница снова исправила оценку на 5/3, что прекрасно видно на фотографии, сделанной при помощи мобильного телефона. За третью и четвертую четверти Ольга получила «восьмерки», но в итоге встал вопрос: что пойдет в аттестат? «Все решит экзамен», — сказала учительница. Что было дальше, вы уже знаете...

— В городском отделе образования мне удалось увидеть изложение дочери всего на минуту, — вспоминает Лариса Иваненко. — А его специалист Ирина Сыщикова прокомментировала работу только через день. В чем–то она согласилась с учителем, где–то встала на сторону дочери, но главное — оказалось, отметки о допущенных ошибках снова были подтерты, более того, появилась запись об изъятии шпаргалки!

У учительницы по русскому языку и литературе, с которой встретился корреспондент «СБ», другое мнение насчет этой истории, которую она называет настоящим кошмаром: «Не было никакого конфликта между нами! Просто, с одной стороны, в 11–м классе девочка стала учиться хуже, а с другой — обычные требования по поводу школьной формы, сменной обуви, предоставления оправдательных документов за опоздания почему–то начали восприниматься как личное оскорбление... Никакой отметки я не занижала! За год вышла заслуженная «семерка». На экзамене я забрала у Ольги шпаргалку, о чем сразу же была сделана отметка в протоколе, где расписались все члены комиссии. После жалобы Олиной мамы в городской отдел образования изложение два дня проверяли несколько человек, после чего пришли к выводу, что отметка за русский язык даже завышена. Чтобы ее не снижать, не вносить исправления в ведомость, нам пришлось некоторые ошибки квалифицировать как негрубые. Хотя, по большому счету, можно было ставить и «пятерку...»

Уже на выпускном вечере стало известно, что педагог по словесности в школе больше не работает. В городском отделе образования мне объяснили, что разрыв трудовых отношений с учителем–пенсионером вовсе не связан со случившимся. В аттестат Иваненко поставили «семерку», но в ходе тестирования по русскому языку она подтвердила хорошие знания. По словам матери, у нее второй результат в классе и по предварительному баллу она проходит в выбранный вуз. Правда, большой радости на пороге взрослой жизни девушка не испытывает: уж слишком много нервов, сил и энергии истрачено на никому не нужное противостояние.

— Многие удивляются, как мы не ушли в другую школу, — признает Лариса Иваненко. — Но разве можно мириться с явной несправедливостью? Почему дочь должна отступать от принципов, привитых с детского сада и начальных классов?! Они что, были неправильными?

В кругу мнений

Что же было яблоком раздора в этом конфликте? Новая методика, вошедшая в противоречие с отшлифованным десятилетиями учебным процессом? Личная неприязнь? Педагогическая ошибка?

Виктор Матус, начальник отдела образования Полоцкого горисполкома: «Я более 20 лет тружусь в сфере образования и уверен, что конфликт между учителем и учеником — это обыкновенный рабочий момент, который должен решаться на уровне завуча и директора. К сожалению, помимо этого инцидента, директор СШ № 16 допускала слишком много ошибок, поэтому контракт с ней не будет продлен...»

Валентина Маевская, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования: «Сами родители часто преувеличивают способности ребенка, особенно если он уже занимался по какой–либо развивающей программе. Но в министерство в этом году еще не поступило ни одной жалобы или даже замечания по вопросу справедливости оценки на выпускных или вступительных экзаменах. Что касается данного случая, то сразу после обращения родителей к директору социально–педагогическая служба школы должна была провести тесты, выяснить суть конфликта и найти способы его урегулирования. Решать спорные вопросы по годовой оценке необходимо в течение 5 дней после того, как она выставлена, а вот сроки обжалования экзаменационных и итоговых отметок в выпускном классе сегодня не ограничены. Нужно просто написать заявление в местный отдел образования, который проведет пересмотр работы. Отказывает ГорОО? Обращайтесь в областное управление образования».

Галина Пехота, методист высшей категории центра развивающих педагогических технологий Академии последипломного образования: «Большинство школ и детских садов у нас никаких методик не практикуют вовсе. Всего же по развивающим технологиям в Беларуси занимаются 2.053 группы и класса — единицы в масштабах государства! Кроме того, сегодня рекомендуется выбирать отечественные инновации вроде программы «Пралеска», а не иностранные. Наш центр, например, работает на основе проверенных методик Зайцева, Эльконина–Давыдова, Занкова. Мы специально готовим педагогов к работе в специализированных классах. И настоятельно советуем не менять «программные» классы на обычные! Не раз наблюдала: переходит ребенок в 5–й класс после начальной школы, где учился по развивающей методике, — тут же начинаются конфликты с учителями... А такие дети, как Оля, умеют постоять за себя. Опыт показывает: свои позиции в этой ситуации никто не сдаст. Выход действительно был всего один — сменить школу».

Ирина Лапицкая, главный разработчик программы «Шаг за шагом», сотрудник издательства «Народная асвета»: «Наши «шаговские» дети должны обучаться по системе «учебной трассы», переходя из спецкласса в спецкласс, чтобы не возникало разногласий с педагогами, привыкшими к классическому стилю обучения. Ведь такие конфликты не единичны! Увы, решать возникающие проблемы детям помогают пока только родители. В случае с Ольгой – это активная мама, которая тоже занималась по нашей программе «эффективного родительства». Жизнь показывает: хотя педагоги часто не понимают детей, которые занимались по нашей методике, все равно потом признают: такие ребята в коллективе становятся настоящими лидерами».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter