Александр Лукашенко более семи часов вел открытый разговор с белорусскими и зарубежными журналистами

Открытый разговор

Беларусь не видит альтернативы экономической интеграции и будет всемерно содействовать созданию равноправного Евразийского экономического союза без изъятий и ограничений.

президент 500 (2).jpg

Такое заявление сделал Александр Лукашенко во время встречи с прессой. Это была не традиционная пресс-конференция в привычном формате, а открытое семичасовое общение, во время которого журналисты могли не только задать вопросы, но и высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, поделиться наболевшим, внести предложения. Аккредитовано было 260 представителей СМИ из разных изданий и государств. Говорили фактически обо всем, запретных тем не было. Но внушительный блок вопросов так или иначе касался евразийской интеграции, будущего Союзного государства и событий в Украине.


Общее достояние


Говоря о будущем Союзного государства, Александр Лукашенко четко дал понять – никто не собирается отказываться от этого проекта:

– Глубина интеграции у нас с Россией в рамках Союзного государства гораздо глубже и шире, нежели была в Таможенном союзе и ныне в Евразийском экономическом союзе.  Союз Беларуси и России – это экономический и военно-политический союз, это как полигон, где мы отрабатывали многие направления сотрудничества. Мы покупаем, наверное, на 30 миллиардов долларов ресурсов и прочего у России по импорту. Мы покупаем у них комплектующие, даем им работу, создаем готовый продукт и половину продаем в Российской Федерации. Это выгодно и для России.

Да, кое-где хотелось бы сделать более существенный шаг в наших отношениях. Скажу честно, пока не очень получается. В том числе потому, что пришлось несколько отвлечься на новый проект по созданию ЕАЭС. Но это не значит, что мы застыли. Попробуем на заседании Высшего Госсовета (примерно 3 марта состоится его заседание) обсудить существенные вопросы в наших отношениях.


На понятном языке


В последнее время у белорусско-российских отношений появился новый контекст. В частности, обеспокоенность в России вызывает якобы начавшаяся в Беларуси политика «мягкой белорусизации». Александр Лукашенко выделил главное:

– Вопрос «мовы» решен раз и навсегда на референдуме белорусского народа. У нас есть два родных государственных языка: русский и белорусский.  Это достояние нашей нации. Наш народ немало внес в копилку русского языка и выстрадал немало, чтобы наш русский язык был родным. Я считаю его родным языком, подавляющее большинство считает его родным языком, и это то наследство, то богатство, от которого мы отказываться не должны. И мы ни в коем случае не должны загубить белорусский язык, должны знать его точно так, как русский язык. Это будет величайшее достижение любого белоруса, дороже любых кредитов и миллиардов.


Болезни роста


– С 1 января 2015 года начал функционировать важнейший интеграционный проект – Евразийский экономический союз. Мы обязаны использовать возможности, которые открываются перед нами в рамках этого интеграционного объединения.  Беларусь будет всемерно содействовать углублению интеграции, созданию равноправного союза без изъятий и ограничений. Для десятимиллионной Беларуси иметь рынок сбыта в регионе, где живет примерно 170 миллионов человек, – это благо. Конечно, есть интересы у России, у Казахстана, у них другие экономики, они живут в основном за счет нефти и газа. И они не смогли с этого года ввести свободный доступ к рынкам нефти и газа. Мы подписали этот договор с оговоркой, суть которой в том, что если договоренности будут соблюдаться, мы будем свято исполнять все, что касается Евразийского экономического союза. Если только они не будут соблюдаться, мы оставляем за собой право вплоть до выхода из этого союза.



Есть моменты, которые вообще не должны были присутствовать после подписания документов, – все эти войны: «молочные», «мясные», «конфетные»… Но как-то сняли эти противоречия. Нужен какой-то период, чтобы мы притерлись, выработали новые подходы, может быть, создали новые структуры. Допустим, были запреты. Кто их ввел? К примеру, Россельхознадзор или кто-то еще. Какое ты имел право единолично вводить эти запреты? И мы пришли к тому, что необходимо иметь некую общую лабораторию, которая бы     давала независимое заключение: вредные и невредные продукты, нормальные или ненормальные, соответствуют стандартам или не соответствуют.

У нас нет еще практики, да и психологии такой нет, чтобы наднациональный орган, которому передали определенные полномочия, принимал решения по тем или иным вопросам. Мы ее будем нарабатывать и делать все как страна, председательствующая в союзе, чтобы изначально прививать эту культуру.


Остановить войну


Президент Беларуси призвал стороны конфликта в Украине переступить через амбиции и договориться о мире:

– Приезжайте в Минск на любом уровне, я готов в этом участвовать. Если есть воля руководителей, четко определяется линия соприкосновения сторон, буквально за несколько дней отводится тяжелое вооружение и начинаются дальнейшие мирные процессы. Мы не миротворцы и не напрашивались на эту функцию. Я исходил прежде всего из эмоций и говорил об экономике: до 7 миллиардов долларов у нас товарооборот с Украиной, с Россией вообще 40 миллиардов. Мы три брата или три сестры. Вот беда, что случилось это все. Война уже у нашего порога, несколько десятков тысяч беженцев уже на территории Беларуси. Это же не чужие люди, и я вынужден реагировать. Плохо, что в последний момент отошли от Минских договоренностей. Появилась информация о новых форматах проведения переговоров, например нормандском. Если хотим все начать с нуля и ничего потом не сделать, можно выдумывать новые форматы.

В контексте украинского кризиса журналисты поинтересовались у Президента отношениями Беларуси с Евросоюзом и США. Александр Лукашенко рассуждает прагматично:

– Никаких больших сдвигов в отношениях Европы, Америки и Беларуси не будет, пока не пройдут президентские выборы. Нас это не напрягает, если это не напрягает европейцев и американцев. Единственное, чего я хотел бы, чтобы и Европа, и США, и Россия, и Беларусь, вместе объединившись, сделали максимум для прекращения войны в Украине.


О многовекторности внешней политики


Президент резюмирует: в сложившейся непростой политической ситуации на международной арене Беларусь ни на йоту не отошла от своего главного принципа во внешней политике – многовекторности:

– Подобную политику диктует наше геополитическое положение. На востоке живет наш старший брат, наши родные люди. Там все переплетено так, что невозможно разорвать. С украинцами у нас одна история, мы вместе погибали в последней войне, нас многое объединяет. На западе – Польша, Литва. Мы жили в одном государстве. Куда денешь эту историю? Куда денешь  то, что Запад сегодня высокотехнологичный? С ЕС, США стремятся сотрудничать все, в том числе Российская Федерация. Можно ли нас упрекать за то, что мы хотим спокойной жизни на Западе.  Они наши соседи. Если только мы начнем «бодаться» или, не дай Бог, воевать с соседями, мира никогда не будет. Наша многовекторная политика исходит из исторических наших предпочтений и корней, она ментальна, психологически свойственна нам. Мы географический, геополитический центр Европы, и нам приходится оглядываться налево, направо. У нас цель одна – чтобы был мир и покой на нашей земле.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter