Открытый космос

Апрельские премьеры в Доме кино

Апрельские премьеры в Доме кино


Апрельский репертуар в столичном Доме кино в этом году очень романтичен. Во–первых, демонстрируется горячо обруганная критиками за излишний сентиментализм мелодрама известного гонконгского режиссера Вонга Кар–Вая «Мои черничные ночи», показанная в Каннах. Во–вторых, долю здорового романтизма также внесут: новая программа популярного проекта «Интерфильм–Восток», парадоксальная драма «Скафандр и бабочка» и, пожалуй, главная премьера весны — альманах «У каждого свое кино», приуроченный к минувшему 60–летию Каннского кинофестиваля.


В общем, всем, кто интересуется кино не просто современным, но и актуальным, — прямая дорога в Дом кино. Актуальное, правда, совсем не значит зрительское и эмоциональное. Скорее — холодное, математически просчитанное. Это кино — уже не способ разговора с реальностью, а тонкая, академическая забава. Кино–ребус, самодовольно разгадывающее самое себя при помощи стандартного набора «фенечек» и штампов, откровенно пользующееся чужой метафорой или цитатой, чтобы придать новый смысл старым истинам в 2008 году. Получилось ли?


Черника в сиропе


Режиссера фильма «Мои черничные ночи» Вонга Кар–Вая называет среди своих любимых киноавторов Квентин Тарантино. Сегодня Кар–Вай принадлежит к каннской элите. В разные годы три его фильма участвовали в конкурсе, из них два — «Счастливы вместе» и «Любовное настроение» — отмечены призами за режиссуру.


В новом фильме героиня певицы Норы Джонс расстается со своим молодым человеком и отправляется в путешествие по США в попытке разобраться в любви и глубине чувств. Вечерами она ест черничные пироги, предается воспоминаниям и надеется на неожиданное чудо. Но даже для поклонников Кар–Вая сиропа в этой истории оказалось чересчур много. Красиво и невыносимо скучно, как будто один растянутый клип.


Вполне возможно, что «Мои черничные ночи» потребовались режиссеру как передышка перед прыжком. Уже после этой мелодрамы знаменитый гонконгский режиссер Вонг Кар–Вай будет снимать фильм об урагане «Катрина», унесшем более тысячи жизней в США. Бюджет картины составит предположительно 50 миллионов долларов. Главную роль в новой картине Вонг Кар–Вая прочат американскому актеру Эдриану Броди, получившему в 2003 году премию «Оскар» за главную роль в фильме Романа Полански «Пианист».


Поэтому все, кто устанет от тягучего мелодраматизма этой ленты, наверняка отправятся на кинопрограмму «Интерфильм–Восток» — «Весенний кинодрайв». Здесь будут показаны лучшие фильмы Берлинского фестиваля короткометражного кино — 15 фильмов из 12 стран. Уж из 15, как показывает практика, что–то можно выбрать по душе.


Глянец — это жесть


Совсем иной расклад у автобиографической драмы «Скафандр и бабочка». Она продолжит проект «Канномания» в апреле. В ее основе реальная история Жана–Доминика Боби, редактора журнала Elle France. В 1995 году в возрасте 43 лет он перенес инсульт, в результате чего был полностью парализован. Драма Шнабеля была названа лучшим французским фильмом года, а награда за лучшую мужскую роль досталась Мэтью Амальрику за роль парализованного редактора журнала.


Режиссер так рассказывает о своей работе: «Вывод из фильма следующий: то огромное сочувствие, которое было проявлено к этому человеку, свидетельствует о том, как добры могут быть люди друг к другу. Я считаю, что люди могут быть добрыми, терпеливыми и щедрыми. Они не были равнодушны к тому, что делают. Это и есть религиозность».


Определенно, что «Скафандр и бабочка» — это испытание и в зрительском смысле. «Фильм одновременно тяжел, как скафандр, тянущий на дно океана, но в то же время легок и приятен, как крыло бабочки на цветке, — пишет российский критик Андрей Плахов. — Смотришь — и словно порхаешь, и погружаешься все глубже и глубже в очарование».


Всем братьям по серьгам


Наконец, с 24 апреля в Доме кино будет демонстрироваться главная премьера весны — новый альманах «У каждого свое кино».


Вообще, альманах — жанр довольно своеобразный. У подобной предыдущей работы «Париж, я тебя люблю» были свои горячие поклонники. Задача там стояла действительно сложная: за 7 минут объясниться в любви городу, который сам признан столицей любви. У кого–то получилось предсказуемо, как у Гаса ван Сента, кто–то ушел в комическую плоскость, как братья Коэны, особо политкорректные сняли такие же политкорректные листовки о терпимости. В любом случае в альманахе режиссеры–участники вольно или невольно заочно соревновались. В нынешнем проекте задача стояла посложнее: объясниться в любви к кино как таковому, не покидая в новелле пределов зрительного зала.


Альманах рекорден по количеству новелл — всего их 34. Почти все авторы — суперзвезды мировой режиссуры: Вендерс, Гонсалес Иньярриту, Чжан Имоу, опять же Вонг Кар–Вай, Аки Каурисмяки, Такеши Китано, братья Коэны и другие. Из постсоветских в престижный список попал только Андрей Кончаловский. Ни Сокурова, ни Звягинцева, ни Германа в проекте нет. Новелла Кончаловского, кстати, говорят, очень забавна. Ее главная героиня — кассирша, которая вывешивает табличку «Билеты проданы», чтобы в одиночку пересматривать «8 1/2» Федерико Феллини...


Фильм был приурочен к прошлогоднему 60–летию Каннского фестиваля. Предполагалось, что он вообще не выйдет в прокат. Только на DVD. Но первый же тираж, выброшенный на французские прилавки в дни Канна, разошелся за день. По легенде, именно российские прокатчики уговорили продюсера альманаха — легендарного президента Каннского фестиваля Жиля Жакоба выпустить фильм в мировой прокат.


Альманах «У каждого свое кино» подводит свои итоги. Этим фильмом простился с профессиональной каннской аудиторией президент фестиваля Жиль Жакоб, передавший дела своему преемнику — Тьерри Фремо.


«Мы решили, что картины будут примерно трехминутными, а общей должна стать тема кинозала, — рассказывает о проекте Жиль Жакоб. — Ведь у великого авторского кино сегодня большие проблемы именно с кинозалами: старые разрушаются, а новых почти нет».


Можно быть уверенным, что для международного авторского кино в белорусской столице уже есть свое проверенное и уютное пристанище.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter