Открытый контакт

"Поддержка системы образования - важнейшая забота государства.
"Поддержка системы образования - важнейшая забота государства. Мы исходим из того, что образование, впитав духовное наследие народа Беларуси, является определяющим фактором развития страны". (Из доклада Президента А.Г.Лукашенко на втором Всебелорусском народном собрании.)

В соответствии с реализуемой программой развития высшего образования обучение в вузах республики должно в скором времени стать более доступным и в перспективе выйти на новый качественный уровень, соответствующий международным стандартам. По словам начальника главного управления высшего и среднего специального образования Минобразования Валерия Добрянского, сегодня идет обновление лабораторных баз и учебных планов, внедряются новые технологии, совершенствуется система высшего образования в целом. В то же время налицо неизменная тенденция последних лет: высшее образование как в государственных вузах, так и в негосударственных студентам обходится материально все дороже. При этом об улучшении качественного уровня образовательного процесса, а в итоге и выпуске новой формации высококвалифицированных современных специалистов в Министерстве образования говорят, как правило, гипотетически.

В беседе с корреспондентом "СБ" Валерий Добрянский рассказывал о передовом опыте зарубежных стран в сфере университетского образования, а в качестве конкретного примера реального реформирования высшей школы в нашей республике привел повсеместную компьютеризацию. Все это так. Но в то же время студенты многих вузов, выкладывая за обучение немалые суммы, зачастую вынуждены заниматься в просто неприличных условиях: тусклых, требующих капитального ремонта, аудиториях, где даже обычный мел в дефиците. Библиотечные фонды многих вузов явно не соответствуют требованиям заочного обучения. Да и уровень преподавательского состава, вынужденного работать, прямо скажем, за небольшие деньги, далеко не всегда отвечает высоким требованиям высшей школы.

Нельзя не согласиться, что такой серьезнейший процесс, как реформирование системы высшего образования, требует не коренных перемен и сиюминутного результата, а кропотливой работы и последовательных действий. Во всем цивилизованном мире главной задачей становится не столько улучшение имеющейся системы высшего образования, которая, впрочем, всегда требует совершенствования, сколько реализация современных концепций и применение на практике последних достижений научной мысли. В Европе, скажем, сегодня активно развивается система так называемого открытого образования.

Его первый принцип: любой человек, который хочет получить высшее образование, должен иметь такую возможность.

Второй принцип: человек должен обучаться по индивидуальному плану, составленному им самим. Последовательность и темпы изучения предметов он также определяет самостоятельно.

Одним из активных сторонников открытого образования в нашей республике является Сергей Балашенко, декан факультета управления и социальных технологий Белгосуниверситета. По его мнению, через 5 - 7 лет система открытого образования будет одной из самых перспективных форм образования и способов повышения квалификации.

В нынешнем году в качестве эксперимента на факультете управления и социальных технологий БГУ будет проводиться набор на обучение по так называемой дистанционной форме образования. Дистанционное образование - это, в принципе, технология, позволяющая преодолеть расстояния. Выражаясь фигурально, при такой форме обучения не студент едет в храм науки за знаниями, а храм науки едет к студенту. По сути, обучение переходит в систему интерактивности и телекоммуникаций, студенты и преподаватели активно используют Интернет, новейшие технологии и технические средства.

В ближайшей перспективе реорганизация учебного процесса будет проводиться на факультете международных экономических отношений БГЭУ. По словам заместителя декана факультета МЭО Василия Зенькова, необходимость перехода на обучение по европейским стандартам назрела давно. Но такая позиция не всегда находит понимание в Министерстве образования. На вопрос корреспондента "СБ" о том, насколько перспективна форма дистанционного образования и планируется ли ее хотя бы экспериментальное внедрение в республиканских вузах, в Минобразования посетовали: мол, требуется многолетняя разработка учебных программ, планов, проработка нормативно-правовых вопросов и т.д. Между тем, на протяжении последних трех лет в разработке учебных программ по дистанционному образованию Белгосуниверситету всяческое содействие оказывал Московский современный гуманитарный институт, 12 представительств которого успешно работают в нашей республике вот уже 5 лет.

Представительства российского вуза сегодня имеются не только во всех областных центрах республики, но и в других городах: в Лиде, Новополоцке, Орше, Бобруйске, Слуцке, Слониме... И нужно признаться, что романтические и не слишком доверительные представления о дистанционном образовании развеялись после посещения представительства СГИ в Слуцке, где сегодня по программам дистанционного образования обучаются более 400 студентов.

Все занятия здесь проводятся в интерактивной форме, с помощью собственной сети спутникового телевидения круглосуточно ведутся передачи из студий СГИ в Москве, Санкт-Петербурге, Англии и Франции, проводятся мультипреподавательские лекции и телемосты, широко используются новейшие компьютерные технологии. "В настоящее время СГИ насчитывает более 200 филиалов в России и за рубежом, в том числе в Израиле, Кипре, Румынии, Югославии, Монголии, Китае, Вьетнаме, Индии, Сингапуре, - рассказывает директор представительства СГИ в нашей республике Михаил Руткевич. - Дистанционное образование давно признано во всем мире. Думаю, что изучение опыта СГИ могло бы быть полезно для эффективной реализации дистанционных образовательных программ в Беларуси".

Сегодня в Слуцке, используя систему дистанционного образования, обучаются будущие экономисты, менеджеры, юристы и психологи из Солигорска, Любани, Копыля, Клецка, Микашевичей, Барановичей, Березы, Старобина, Мозыря...

Доверие к дистанционному образованию появилось не только у обучающихся в Слуцке студентов, но и у местных властей. Первый заместитель председателя Слуцкого горисполкома Сергей Аликевич назвал несколько причин, в связи с которыми он всецело приветствует деятельность представительства СГИ: "Во-первых, в Слуцке нет других вузов. Во-вторых, многие местные ребята, в том числе и те, кто не имеет возможности куда-либо поехать, остаются в родном городе. И в-третьих, местные предприятия и учреждения приглашают к себе на работу выпускников СГИ, имеющих, по отзывам, весьма приличное образование".

Интересно, что уже упоминаемая мною программа развития высшего образования, одобренная недавно правительством, имеет пункт о необходимости разработки и построения систем дистанционного обучения в регионах. При этом Михаил Руткевич готов оказать содействие Министерству образования в разработке государственной концепции дистанционного образования и оказать посильную помощь в ее внедрении.

...В прошлом году в вузы республики поступили 60 тысяч человек. Неудачливых абитуриентов оказалось как минимум в два раза больше. В нынешнем году ожидается самый большой выпуск школьников за последние 15 лет и, по прогнозам специалистов, конкурсы практически во все вузы превысят прошлогодние.

Но похоже, несмотря на обилие планов и программ, государственная система образования еще не отреагировала на веяния времени и на менталитет современных студентов, которым явно недостаточно повсеместной компьютеризации. Нужны новые формы, новые подходы, свежие идеи в конце концов. Соглашаясь с тем, что отечественная высшая школа находится в движении, можно пока все же спорить о направлении этого движения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter