Чемпионат Беларуси по велоспорту на призы «Сельской газеты» готов открыть новые имена

Катись, колесо

ВО вторник в Бресте стартует очередной открытый чемпионат Беларуси по велоспорту — многодневная гонка на шоссе, получившая неофициальное название «Тур де Брест», по аналогии со знаменитой французской сестрой «Тур де Франс». Конечно, наши соревнования не такие масштабные, но история у них тоже очень богатая. А красота мест, по которым проедут гонщики, и вовсе вряд ли уступит знаменитой на весь мир «большой петле».

С 2014 года (уже в пятый раз!) «Тур де Брест» пройдет под эгидой «Сельской газеты» и на ее призы. Патронаж издания именно над этим стартом выглядит вполне логичным и даже символичным. Соревнования объединяют всю страну, а гонки проходят по дорогам местного значения, петляют по лесам и полям, забегают в агрогородки и деревеньки, отражая в никелированных спицах скоростных велосипедов солнце и окружающую действительность, жизнь простых сельских людей. 

Велоспорт в Беларуси имеет богатые традиции. Если говорить именно об этой гонке, то впервые она состоялась в 1963 году, и маршрут не ограничивался одной областью, а пролегал через всю республику. В календаре велостартов СССР она занимала особое место и была популярна. Принять участие здесь почитали за честь сильнейшие гонщики Союза, среди которых было немало и воспитанников белорусской школы. Соревнования проходили под патронатом газет «Физкультурник Белоруссии» и «Советская Белоруссия», но после развала СССР на долгое время гонка ушла в тень, наступил период забвения. А вновь полной грудью многодневка задышала сравнительно недавно и, хочется верить, наша заслуга в том тоже есть. И в дальнейшем «СГ» планирует вместе с велогонщиками открывать новые широты и наслаждаться красотой родной страны, вернув гонке утраченные позиции одного из самых интересных и престижных стартов года. 

В том, что открытые чемпионаты на призы «СГ» принимает именно Брестская область, нет ничего странного. Эти края с полным основанием можно считать колыбелью белорусского велоспорта. А предтечей всех чемпионов был уроженец Бреста Николай Дранько. Личность известная и мифическая, почти как граф Калиостро. До сих спор спорят: участвовал ли он в Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме или все это блеф и выдумка? Сам Дранько утверждал, что гонялся на треке в составе сборной Польши и даже занял пятое место в одной из дисциплин. Однако в официальных протоколах фамилия нашего соотечественника не значится. Самого его об этом казусе, увы, уже не спросишь — родоначальник белорусского велоспорта умер в 1983 году. 

Тем не менее данное недоразумение не отменяет главного: для развития и популяризации велоспорта в республике Николай Дранько сделал очень много. Он многократный победитель шоссейных и трековых гонок, еще до начала Великой Отечественной войны основал в Бресте знаменитую велосипедную ДЮСШ, которая выпустила в свет немало чемпионов. 

ПЕРВОЙ ласточкой оказался Евгений Малец, ставший чемпионом СССР в 1940 году, а вообще, более полусотни воспитанников Николая Васильевича были призерами всесоюзных первенств, а свыше двухсот — отличились на республиканских соревнованиях. Кстати, учеником Дранько является и нынешний председатель Брестской областной федерации велосипедного спорта Николай Хевук, занимавшийся под началом аксакала с 1964-го по 1968 годы. 

Ни Дранько, ни Малец на фронт не попали, оказавшись в оккупации. По-разному сложилась их судьба. Учитель служил при немцах в пожарном депо, ученик участвовал в велогонках по улицам города и выходил в них победителем. После освобождения Николай Васильевич с 1946-го по 1952 год был старшим тренером сборной команды БССР по велоспорту, а в 1962-м получил звание «Заслуженный тренер БССР». Правда, заслуженным тренером СССР он так и не стал: документы дважды отправлялись в Москву и дважды возвращались: чиновников сильно смущало оккупационное прошлое чемпиона. Всю жизнь Дранько посвятил велоспорту, руководил Брестской детской школой. По стопам отца пошли и его сыновья. Старший Василий преуспел — занимал призовые места на чемпионатах СССР на треке. Евгений Малец продолжал гоняться и тренировать, но его жизнь оборвалась рано, он трагически погиб в 1970-м.

Еще одна глыба белорусского велоспортивного фундамента, о которой нельзя не упомянуть, — Борис Большаков. Он родился в Архангельске, но с 1933 года выступал за Белоруссию. Был одинаково успешен как в велоспорте, так и в коньках: в 1937-м сотворил удивительный победный дубль, выиграв первенство БССР по конькобежному спорту и 1-ю белорусскую многодневную шоссейную гонку на 1200 километров. Ушел на фронт, прошел всю войну, а после продолжил штамповать рекорды: в 1947 году Большаков снова победил, став чемпионом СССР одновременно по велосипедному (на дистанции 150 километров) и конькобежному (на дистанции 500 метров) видам спорта. Личность уникальная! Как и его жена Зоя, которая, помимо прочего, дала путевку в жизнь выдающемуся белорусскому конькобежцу, участнику Олимпийских игр, чемпиону Европы и многократному рекордсмену Эдуарду Матусевичу. Увы, жизнь Бориса Большакова оборвалась рано и трагически: 27 августа 1950 года на проходивших в Туле международных соревнованиях в парной групповой гонке он разбился, найдя свою смерть прямо на треке.

ВПОСЛЕДСТВИИ Беларусь на треке и шоссе прославляли еще очень много выдающихся спортсменов: Дохляков, Колюшев, Быков, Каминский, Логвин, Мовчан, Цилинская, Стагурская, Кириенко, Омелюсик... 

Каждый год рождаются новые звездочки и во время Открытого чемпионата Беларуси на призы «Сельской газеты». Молодые спортсмены любят эти соревнования, здесь можно проверить свой класс, силу, волю и характер. Во вторник, 11 сентября, очередной старт. И это будет новая страничка в истории славного вида спорта, имеющего в Беларуси столь богатые традиции.

Программа соревнований:

12 сентября, среда

I этап. 140 км, г. Брест – г. Высокое – д. Дмитровичи

13 сентября, четверг

II этап. 140 км, д. Каменюки – г. Каменец

14 сентября, пятница

III этап. 20 км, индивидуальная гонка, д. Дмитровичи – Р98 – д. Дмитровичи

IV этап. 117 км, д. Каменюки – г. Пружаны

15 сентября, суббота

V этап. 160 км, г. Пружаны – г. Белоозерск

16 сентября, воскресенье

VI этап. 105 км, г. Белоозерск – г. Береза

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter