Открытые двери

Как помочь детям–инвалидам?
Как помочь детям–инвалидам?

Уже 10 лет у нас в стране не существует понятия «необучаемый ребенок». И ни один ребенок–инвалид не остается вне системы образования. Рука об руку с государством эту сложную социальную проблему решают общественные организации, в частности Белорусская ассоциация помощи детям–инвалидам и молодым инвалидам.

— На базе нашей ассоциации вот уже 7 лет работает ресурсно–адаптационный центр «Открытые двери» для детей с физическими и умственными ограничениями, — рассказывает председатель ассоциации Елена Титова. — Если специалисты начнут заниматься с малышом буквально с рождения, то в каждом втором случае инвалидности можно избежать.

Я разговорилась с папой двухлетнего Никиты. У малыша ограничены движения правой руки.

— Случайно заметил вывеску центра и очень благодарен за это судьбе. Буквально на следующий день пришли сюда на консультацию и теперь регулярно ходим на занятия. Прогресс очевиден: если раньше ручка была неподвижна, то сейчас сынок поднимает ее, поддерживает маленькие предметы. Да сами посмотрите!

Занятие с Никитой длится почти час. Малыш с удовольствием пересыпает песок, бросает мячики в кольцо, придерживая их больной ручкой. Это не просто игра, а специальный комплекс упражнений, разработанный целой командой высококлассных специалистов: неврологом, психологом, физическим терапевтом. Есть в центре и редкий еще для Беларуси специалист — эрготерапевт. Он помогает детям стать максимально самостоятельными. Ведь зачастую ребенок с особенностями в развитии умеет считать или читать, но не может расчесаться. Эрготерапевт подбирает упражнения и вспомогательные средства для развития подобных навыков.

— Для наших детей, — продолжает Елена Титова, — очень важна и социально–бытовая адаптация. Мы ведь понимаем, что большинство из них не смогут закончить высшие учебные заведения и конкурировать на рынке труда. Но они прекрасные ребята, необходимо только создать им соответствующие условия. Министерство труда и социальной защиты поддержало нашу идею создания трудовых мастерских. При региональных центрах социально–бытового обслуживания населения уже появились теплицы для выращивания растений, швейные мастерские, где работают инвалиды. Эти мастерские органично вписались в жизнь небольших городков, хотя их пока еще мало — всего десять.

Существует, к сожалению, проблема, решить которую пока не удается. Дело в том, что молодой человек с особенностями развития, пусть даже и обученный необходимым навыкам, никогда не сможет стать самостоятельным. Если что–то случится с родителями, его просто никто не станет водить в ту же мастерскую. И путь у него остается один — в интернат. Поэтому следующим шагом должно стать создание домов независимого проживания для инвалидов. Именно там дети с особенностями развития, взрослея, могли бы приобрести навыки самостоятельной жизни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter