В Щучине бывший летчик создает уникальную аэроусадьбу

Открытое небо

Первое, что бросается в глаза при въезде в Щучин, — МиГ-25, почетно возвышающийся на постаменте.  В советские времена райцентр был овеян особой романтикой: в его военном городке служили и жили люди, связавшие свою судьбу с небом. После войны здесь базировалась авиация, а сердцем был аэродром. Жизнь военных летчиков сделала крутое пике в начале девяностых. Еду к человеку, который знает об этом не понаслышке.


...Молодого пилота, уроженца Украины Валерия Чуприну в эти края судьба привела после окончания Черниговского высшего летного военного училища. Восемь лет он оттачивал в Щучине мастерство на МиГ-25. Затем с военного аэродрома в Росси Волковысского района майор разведывательной эскадрильи поднимал в воздух боевые самолеты.

Полет прервали перемены, которые обрушились на всех нас с развалом Советского Союза. Сокращали авиацию, резали самолеты, разбирали мощную инфраструктуру аэродрома. Валерий Чуприна вспоминает, как, с трудом сдерживая слезы, прощались закаленные летчики его разведывательной эскадрильи:

— Представьте: тебе нет тридцати, ты годен к полетам и готов в бой, а небо “закрывают”. Многие ребята уезжали в Россию. Я тоже тогда мог бы оказаться в Забайкалье, если бы свой крепкий характер и житейскую мудрость не проявила супруга. Вместе решили “приземлиться” в Щучине.

Мы идем по территории бывшего военного аэродрома. Валерий Николаевич рассказывает, что последние самолеты отсюда убрали в 1992 году, а позже его покинули и ремонтные мастерские. Еще несколько лет назад лишь опустевшие ангары да заброшенная взлетная полоса напоминали о былой славе “Точного” — под таким позывным он был известен.

Нетрудно догадаться, чего стоило военному летчику найти работу по душе в небольшом райцентре.

— Бизнес начинал “с руин” — финансов не было, но была идея создания первого в Беларуси производства армированных шлангов. Благо она получила поддержку на районном и областном уровнях, и дело потихоньку пошло. Работали в выходные, спали мало, — вспоминает директор частного унитарного предприятия Валерий Чуприна начало нового этапа в своей жизни.
Фото автора


Примечательно, что торгово-производственная база фирмы расположена на территории того самого бывшего аэро-дрома, откуда в свое время военный летчик поднимал в небо самолет. Однако, даже наладив бизнес, он не перестал думать о небе, говорит, что такова участь пилота.

Аэроусадьба “Летный клуб” — такую интригующую вывеску вижу на одном из объектов бывшего аэродрома. Валерий Николаевич поясняет, что здесь он намерен воплотить в жизнь проект для души:

— Прежде всего хочу организовать своеобразный интернационал летного состава. Ведь немало пилотов живут с тоской о небе — их самолеты порезали быстро и бездумно. У меня мечта — создать условия, чтобы в “Летном клубе” можно было встречаться и щучинским летчикам, и тем, кого объединяло небо над бывшим СССР. А затем есть намерение пойти дальше, развивая международный туризм в городе авиаторов.

Хозяин гостеприимно открывает двери, и я с мороза оказываюсь у горящего камина в располагающей к беседе обстановке “Летного клуба”. Валерий Николаевич вспоминает, с чего все начиналось:

— Объединившись с бывшими сослуживцами, мы первым делом отдали дань памяти погибшим летчикам — посадили аллею на аэродроме. Жизни многих, к сожалению, оборвались и в мирное время. Коллега из Кубани подсказал еще одну родовую традицию — в память о тех, кто ушел, сажать фруктовое дерево. Так здесь появился фруктовый сад. Вот эти красивые яблоки оттуда, угощайтесь.

Символично, что его проект мечты стартовал со взлетной полосы. Вместе с таким же пилотом-энтузиастом Андреем Чернышовым решили попробовать вернуть ее к жизни. В райисполкоме идею поддержали. По счастливой случайности полоса оказалась “живой” под толстым слоем грязи и мусора. Общими усилиями расчистили метр за метром. И уже четыре года Чернышов и Чуприна при поддержке коллег-пилотов и активной помощи райисполкома возрождают в Щучине малую авиацию, организовывают авиафестивали, возвращая городу былую летную славу.

— Восстанавливаем и продвигаем щучинский аэродром, чтобы здесь могли летать и мы, и гости. Летающих путешественников в последние годы становится все больше, поэтому самое время делать ставку на международный авиатуризм. Наш козырь — удобное географическое положение, ведь через Щучин на легкомоторных самолетах из России летают в европейские страны, а запаса топлива у такого типа аппаратов хватает примерно на тысячу километров. Наш город находится на середине пути. Организовать дозаправку, обслуживание, охрану бортов и отдых пилотов можно и нужно как раз здесь. Безусловно, все делается не вдруг и разумно, ведь авиационный туризм требует соблюдения строгих правил — от техники безопасности до прохождения бортами пограничного и таможенного контроля, — делится Валерий Николаевич далеко идущими планами.

Аэроусадьбу задумано наполнить авиационной атмосферой. Чуприна рассказывает, что она создается по принципу комнаты перелетающих экипажей, которая была на каждом военном аэродроме. Здесь предусмотрены отдых, баня и ночевка. При этом подчеркивает, что авиационная жизнь в первую очередь подразумевает здоровый образ жизни, когда все в меру.

Пока мы беседуем, слышится гул самолета — как первый признак того, что аэродром жив. Валерий поясняет, что в небе — его коллега Андрей Чернышов. А после посвящает в самое главное событие своей летной жизни: недавно его фирма приобрела легкомоторный самолет и после 20 лет перерыва, получив свидетельство  пилота-любителя, он смог поднять свой борт в небо.

— Какой же жизненный принцип помогает твердо стоять на земле, не забывая о небе? — интересуюсь у своего собеседника.

Улыбаясь, Валерий Чуприна отвечает словами из популярной песни:

— Жить нужно непременно хорошо и заниматься тем, что сердцу мило...

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter